Санкции: шанс для малого бизнеса и тормоз для крупных компаний
Проблема юридических рисков ведения бизнеса в России в условиях действия экономических санкций вполне ожидаемо стала одной из наиболее обсуждаемых в бизнес-сообществе. Вопросам о возможности оценки возникновения этих рисков и способам их минимизации был посвящен прошедший 13 ноября текущего года круглый стол, организованный юридическим бюро "Знак-Защита" совместно с ТПП России.
В качестве наиболее опасных для бизнеса санкций участники мероприятия обозначили ограничение доступа ведущих российских банков на мировой финансовый рынок и ограничение сотрудничества с российскими юридическими лицами, в основном госкорпорациями.
Опасения вызывает также происходящий в настоящее время процесс так называемого импортозамещения – замена запрещенных к ввозу зарубежных товаров отечественной продукцией. Однако последняя пока не может конкурировать с иностранными товарами, и поэтому замещается не ими, а контрафактом, отметил генеральный директор юридического бюро "Знак-Защита" Роман Захаров. По данным, поступающим в ТПП России, таможенники, особенно в регионах, нередко сталкиваются с проблемой выявления признаков контрафакта и определения правообладателя. В связи с этим предлагается создать специальную учебно-методическую литературу с методиками выявления правонарушений, а также информационный ресурс для взаимодействия правообладателей и правоохранительных органов.
Еще одна проблема, вызванная введением санкций, – увеличение случаев недобросовестной конкуренции. Некоторые предприниматели сознательно нарушают требования законодательства, исходя из логики: заплатить штраф, но спасти бизнес. "Получается, что санкции – это в какой-то мере провокация недобросовестной конкуренции, которая распространена сейчас на нашем товарном рынке. В этой связи, как мне кажется, со стороны государства было бы очень важно попытаться принять меры по ускорению процедуры рассмотрения дел о недобросовестной конкуренции", – заявил Роман Захаров. Кроме того, он считает необходимой оптимизацию механизмов расчета и взыскания штрафных санкций за данное правонарушение.
Не менее важный момент – влияние санкций на инновационную деятельность в России. Здесь возникают две основные проблемы: недостаточная защищенность интеллектуальной собственности и сложность привлечения финансирования внедрения инновационных продуктов или технологий. Участники круглого стола подчеркнули, что государственная поддержка сейчас нужна не только госкорпорациям, которые уже пострадали от экономических санкций, но и малому и среднему бизнесу. Небольшие предприятия не лишаются контрактов за рубежом, однако страдают от того, что не могут получить недорогой кредит, от роста цен, роста курса доллара и евро, из-за которого закупки продукции за рубежом влекут серьезный ущерб для бизнеса.
В целях поддержки инновационной деятельности предлагается принять следующие меры:
- предоставить компаниям возможность получения налоговых вычетов по расходам на инновационную деятельность;
- ускорить и упростить процедуру правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности. Сейчас на получение патента уходит около полутора лет, на регистрацию лицензионного договора – около двух месяцев;
- изменить подход судов к взысканию судебных расходов по делам о защите интеллектуальных прав. "В системе общей юрисдикции суммы возмещений в разы меньше, чем в арбитражной системе. Это вызывает обеспокоенность: не будет ли нового перекоса в судебной практике к снижению взыскиваемых судебных расходов, – считает Роман Захаров. – В последний год своей деятельности арбитражная система шла по пути увеличения взыскиваемых сумм, приближаясь к реальной оценке стоимости юридических услуг и затрат правообладателей. Как себя будет вести в этой ситуации ВС РФ, пока предсказать нельзя";
- распространить меры поддержки только в отношении фактически внедренных инноваций.
Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов в свою очередь отметил, что для действующих на российском рынке компаний введение санкций и других политических мер по отношению к бизнесу является элементом нормального риск-менеджмента. Для того чтобы такие меры не слишком влияли на работу компании, она должна быть готова к ним, как, например, к изменению законодательства, торгового или налогового режима.
В то же время предугадать, какие именно санкции будут введены и в какой сфере, возможно не всегда. Именно поэтому снижается стимулы для инвестирования и внедрения инноваций, в связи с чем компании не развиваются. Некоторые зарубежные фирмы отказываются от поставок в Россию "на всякий случай", даже если прямых запретов со стороны государства нет (вспомним ситуацию с "Мистралями"). Помимо того, в некоторых отраслях, например в станкостроении, стопроцентное импортозамещение невозможно, поскольку в России просто нет такого производства.
Представитель ФАС подчеркнул также, что некоторые компании требуют предоставить им господдержку без достаточных на то оснований и предложил проработать вопрос о том, каким критериям должна отвечать организация, чтобы получить такую поддержку.
МНЕНИЕ
Фото: fas.gov.ru |
Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС России:
"Я считаю, что на среднесрочную перспективу основным путем развития бизнеса будет путь недорогих непринципиальных изменений производственных процессов, то есть, скорее всего, инновационные изменения сосредоточатся в методах организации производства, в поиске способов экономии затрат, в возможном удешевлении ресурсов. Я говорю о тех компаниях, которые будут действовать на рынке самостоятельно. Совершенно ясно, что государственная поддержка отдельным компаниям будет оказываться, и в этом случае возможны более быстрые и ресурсоемкие способы развития компаний. <...> Скорее всего, в крупном бизнесе трудно говорить о том, что компании уже перестроились и сумели полностью изменить свою работу. Что касается малых и средних предприятий, то многие из них, особенно в секторе товаров народного потребления, продуктов питания, довольны тем, что санкции появились, потому что исчезла мощнейшая конкуренция со стороны иностранных компаний, которая не давала им в некоторых случаях выйти на рынок. Появился интерес у торговых сетей – заполнить свои полки товарами тех российских компаний, которые до этого не могли туда попасть и вынуждены были платить колоссальные деньги за "вход на полку и нахождение на ней". Об этом тоже нельзя забывать".
В заключение Андрей Цыганов сообщил, что ФАС России работает над совершенствованием законодательства о конкуренции, в том числе над уточнением понятия недобросовестной конкуренции и состава соответствующего правонарушения.