За нарушение требований к рекламе финансовых услуг могут ввести административную ответственность
Российские банки планируется наказывать за недостоверную и неполную информацию о финансовых услугах в рекламе. Соответствующий законопроект1, разработанный депутатом Виктором Климовым, внесен в Госдуму.
Предлагается установить ответственность за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе финансовых услуг. За такое деяние планируется взыскивать с граждан административный штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., с должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб., с юридических лиц – от 300 тыс. до 1 млн руб.
По словам автора проекта, нарушения законодательства при рекламе финансовых услуг лидируют в списке нарушений в рекламе (на этот сегмент приходится до четверти всех нарушений, выявляемых ФАС России). "Привлеченные заманчивыми процентными ставками, россияне продолжают жить в долг, не понимая, что кроется под манящими рекламными лозунгами", – подчеркивает парламентарий.
Напомним, что сейчас кредитные организации обязаны раскрывать заемщикам всю значимую информацию в местах оказания услуг (в местах приема заявлений о предоставлении кредита, в Интернете) и в кредитных договорах (ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)"). При этом требования к рекламе финансовых услуг установлены ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе". В частности, предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для ИП – фамилию, имя, отчество). При этом не допускается указывать в такой рекламе на гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности, а также умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Разработчик законопроекта отмечает, что банки при продвижении своих услуг в СМИ стараются привлечь клиентов при помощи участия знаменитостей в рекламных роликах, творческих находок и нестандартных маркетинговых подходов. "Однако нередко их реклама вступает в противоречие с законодательством, потому что не предоставляет заемщикам полной и достоверной информации и умалчивает об условиях оказания сопутствующих услуг, ведущих к тому, что займ становится значительно дороже, чем написано на рекламном плакате", – констатирует депутат.