Госдума одобрила введение института налогового мониторинга
В России планируется ввести институт налогового мониторинга. Госдума приняла в третьем чтении соответствующий закон1.
Напомним, что документ предусматривает дополнение НК РФ новым разделом V.2, устанавливающим порядок проведения налогового мониторинга. При этом под налоговым мониторингом понимается проводимая налоговым органом проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами). Предполагается, что такая проверка при заключении соответствующего соглашения о расширенном информационном взаимодействии заменит проводимые налоговыми органами камеральные и выездные налоговые проверки.
К системе мониторинга будут допускать организации, уплатившие за минувший год федеральные налоги на сумму не менее 300 млн руб. Общие доходы налогоплательщика за минувший год должны составлять не менее 3 млрд руб., а стоимость активов – не менее 3 млрд руб. В первоначальной редакции законопроекта речь шла о 500 млн руб. общей суммы налогов, 5 млрд руб. доходов и 10 млрд руб. стоимости активов налогоплательщика.
Проведение налогового мониторинга будет начинаться с 1 января года, за который он проводится, и оканчиваться 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг. Заявление о проведении налогового мониторинга необходимо будет представить в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который он проводится.
В рамках проведения налогового мониторинга компании будут предоставлять доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налоговым органам в режиме реального времени. "Это позволит налоговому органу предупреждать налогоплательщика о налоговых рисках, а также представлять информацию о правильности исчисления налогов, если у налогоплательщика возникнут соответствующие вопросы", – подчеркивает пресс-служба ФНС России.
В случае обнаружения при проведении мониторинга противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах, организация должна будет их исправить в течение 10 дней. По результатам мониторинга составляется мотивированное мнение налогового органа, отражающее его позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Если налогоплательщик не согласится с мнением налогового органа, то будет инициирована взаимосогласительная процедура на уровне центрального аппарата ФНС России в целях выработки единой правовой позиции по вопросам налогообложения.
Предусмотрено несколько случаев досрочного прекращения налогового мониторинга:
- неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
- выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
- систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации) и пояснений.
По сообщению ФНС России, пилотный проект по горизонтальному налоговому мониторингу был запущен в 2012 году. В ходе его реализации налоговыми органами было представлено более 50 ответов на запросы компаний, удалось не только разрешить текущие проблемы по вопросам налогообложения, но и урегулировать налоговые споры, которые находились на стадии судебного разбирательства, снижены трудозатраты при проведении налоговых проверок.
Институт налогового мониторинга планируется ввести в действие с 1 января 2016 года (ранее предполагалось – с 1 января 2015 года).
Ожидается, что институт налогового мониторинга будет способствовать повышению ответственности хозяйствующих субъектов в части соблюдения требований законодательства о налогах и сборах, снижению издержек на анализ их деятельности.