Новости и аналитика Новости Госдума одобрила введение института налогового мониторинга

Госдума одобрила введение института налогового мониторинга

Госдума одобрила введение института налогового мониторингаВ России планируется ввести институт налогового мониторинга. Госдума приняла в третьем чтении соответствующий закон1.

Напомним, что документ предусматривает дополнение НК РФ новым разделом V.2, устанавливающим порядок проведения налогового мониторинга. При этом под налоговым мониторингом понимается проводимая налоговым органом проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами). Предполагается, что такая проверка при заключении соответствующего соглашения о расширенном информационном взаимодействии заменит проводимые налоговыми органами камеральные и выездные налоговые проверки.

К системе мониторинга будут допускать организации, уплатившие за минувший год федеральные налоги на сумму не менее 300 млн руб. Общие доходы налогоплательщика за минувший год должны составлять не менее 3 млрд руб., а стоимость активов – не менее 3 млрд руб. В первоначальной редакции законопроекта речь шла о 500 млн руб. общей суммы налогов, 5 млрд руб. доходов и 10 млрд руб. стоимости активов налогоплательщика.

Проведение налогового мониторинга будет начинаться с 1 января года, за который он проводится, и оканчиваться 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг. Заявление о проведении налогового мониторинга необходимо будет представить в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который он проводится.

В рамках проведения налогового мониторинга компании будут предоставлять доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налоговым органам в режиме реального времени. "Это позволит налоговому органу предупреждать налогоплательщика о налоговых рисках, а также представлять информацию о правильности исчисления налогов, если у налогоплательщика возникнут соответствующие вопросы", – подчеркивает пресс-служба ФНС России.

В случае обнаружения при проведении мониторинга противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах, организация должна будет их исправить в течение 10 дней. По результатам мониторинга составляется мотивированное мнение налогового органа, отражающее его позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Если налогоплательщик не согласится с мнением налогового органа, то будет инициирована взаимосогласительная процедура на уровне центрального аппарата ФНС России в целях выработки единой правовой позиции по вопросам налогообложения.

Предусмотрено несколько случаев досрочного прекращения налогового мониторинга:

  • неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
  • выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
  • систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации) и пояснений.

По сообщению ФНС России, пилотный проект по горизонтальному налоговому мониторингу был запущен в 2012 году. В ходе его реализации налоговыми органами было представлено более 50 ответов на запросы компаний, удалось не только разрешить текущие проблемы по вопросам налогообложения, но и урегулировать налоговые споры, которые находились на стадии судебного разбирательства, снижены трудозатраты при проведении налоговых проверок.

Институт налогового мониторинга планируется ввести в действие с 1 января 2016 года (ранее предполагалось – с 1 января 2015 года).

Ожидается, что институт налогового мониторинга будет способствовать повышению ответственности хозяйствующих субъектов в части соблюдения требований законодательства о налогах и сборах, снижению издержек на анализ их деятельности.

 

 Документы по теме:

 Новости по теме:

 

Материалы по теме:

Проект Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы: "да" малому бизнесу, "нет" льготам?

Проект Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы: "да" малому бизнесу, "нет" льготам?
Планируется ужесточить требования к налоговым льготам, замедлить рост акцизных ставок и предоставить дополнительные преференции малому бизнесу.

 
Неоднозначные поправки: кто выиграет от изменений в НК РФ и кого обяжут платить больше

Неоднозначные поправки: кто выиграет от изменений в НК РФ и кого обяжут платить больше
Закон, которые первоначально был направлен на совершенствование налогового администрирования, в окончательной редакции существенно увеличил налоговое бремя малого бизнеса.

 
НДС: изменения 2013-2014

НДС: изменения 2013-2014
В 2013 году законодатель принял ряд поправок в главу 21 Налогового кодекса1. Теперь премии и бонусы не влияют на порядок исчисления НДС, за исключением случаев, когда изменение стоимости товаров из-за таких поощрений предусмотрено договором. Также с 1 января 2014 года декларации по НДС представляются только в электронной форме.

Электронный документооборот: готовы на все сто!

Электронный документооборот: готовы на все сто!
Сдавать отчетность по телекоммуникационным каналам связи и проще, и удобней. Большинство компаний уже перешли на электронный документооборот, однако некоторые все еще отправляют документы на бумажных носителях. О преимуществах использования ТКС для сдачи отчетности и общения с налоговыми инспекциями нам рассказала Татьяна Владимировна Матвеева, начальник Управления информационных технологий ФНС России.

Если налоговая требует документы о вашем контрагенте: новые правила ответственности с 1 января 2014 года

Если налоговая требует документы о вашем контрагенте: новые правила ответственности с 1 января 2014 года
Одним из спорных моментов взаимодействия предпринимателей и налогового органа является истребование документов и информации у контрагента проверяемого налогоплательщика. Налоговые органы, а впоследствии и суды, неоднозначно оценивают неисполнение соответствующего требования инспекции с точки зрения квалификации налогового правонарушения, отдавая предпочтение ст. 129.1 НК РФ или ст. 126 НК РФ. О том, каким образом будет разрешен этот вопрос с 1 января 2014 года, как изменился круг субъектов налогового правонарушения, какие еще возникают спорные ситуации при истребовании документов и информации у контрагента проверяемого налогоплательщика и какова практика их разрешения, читайте в нашем материале.

Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях: что может измениться?

Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях: что может измениться?
В скором времени поводом для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении могут стать не только материалы налоговиков, но и сообщения других лиц, в том числе правоохранительных органов. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы Президентом РФ. В данной статье мы рассмотрим, что может измениться для бизнеса в случае принятия указанного документа.

Актуальные налоговые и бухгалтерские изменения с 1 января 2014 года

Актуальные налоговые и бухгалтерские изменения с 1 января 2014 года
С нового года налоговое законодательство подвергнется значительным изменениям. Будут скорректированы положения НК РФ об уплате НДС, налоговом контроле и налоговой ответственности, правилах начисления амортизации, налоге на имущество и налоге на прибыль. Подробнее об изменениях, а также о законодательных инициативах, которые могут обрести юридическую силу уже в начале 2014 года читайте в нашем материале.

 

Мнение:

Селиванов Александр

Предварительное налоговое разъяснение: перспективы действия в России

Идея введения в налоговое законодательство института предварительного налогового разъяснения по оценке хозяйственных ситуаций появилась в России еще в начале текущего года (распоряжение Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 162-р). В настоящее время подготовку соответствующего законопроекта осуществляет ФНС России. Предполагается, что разрабатываемая процедура позволит налогоплательщику получить официальное разъяснение инспекции о налоговых последствиях сделки еще до ее заключения.

Селиванов Александр,
Главный эксперт Юридического департамента ТПП России

 

______________________________

1 С текстом законопроекта № 529630-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения института налогового мониторинга)" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.