Новости и аналитика Новости ОП РФ будет добиваться соблюдения прав предпринимателей при возбуждении дел о мошенничестве

ОП РФ будет добиваться соблюдения прав предпринимателей при возбуждении дел о мошенничестве

Рассматривая практику применения ст. 159 и ст. 159.4 УК РФ Общественная палата РФ выявила необоснованные ограничения прав предпринимателей, в частности несоответствие применяемых к ним мер ответственности совершенному деянию. В связи с этим планируется подготовить рекомендации по изменению в уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Об это в ходе специальных слушаний заявил председатель Комиссии ОП РФ по общественной безопасности и взаимодействию с ОНК Антон Цветков.

Так, главной проблемой является необъективная квалификация преступлений по данным статьям, так как зачастую совершенные бизнесменами деяния следственные органы не признают связанными с осуществлением предпринимательской деятельности. В итоге к ним применяется более жесткая ст. 159 УК РФ. Итогом такой квалификации становится также возможность заключения предпринимателей под стражу на основании ст. 108 УПК РФ и потеря бизнеса.

"Очень многие граждане, находящиеся в СИЗО, не являются социально опасными. Следователи, зачастую выходя с ходатайствами об аресте, не изучают личностных характеристик предпринимателей. Идут формальные основания: наличие загранпаспорта, наличие знакомых в органах государственной власти и другие", – пояснил Антон Цветков.

В связи с этим общественники предлагают более четко разграничить данные составы, чтобы избежать субъективных оценок следственных при квалификации соответствующих деяний, а также конкретизировать признаки предпринимательской деятельности. Кроме того, по их мнению, заключение под стражу должно применяться только в случаях, когда есть реальные доказательства того, что подозреваемый или обвиняемый пытается воспрепятствовать следствию или скрыться от него.

"У нас половина обманутых дольщиков в такой ситуации, потому что строитель строит, а как только его арестовывают, все контрагенты с ним расторгают договоры, кредиторы отзывают кредиты, в итоге он банкрот, стоят недостроенные дома, и сотни людей не могут получить свои квартиры. Это реальная статистика", – подчеркнул социальную значимость проблемы Антон Цветков.
 

МНЕНИЕ

Александр Музыкантский, заместитель Секретаря Общественной палаты РФ:

Александр Музыкантский, заместитель Секретаря Общественной палаты РФ:

"У нас суды в год принимают 150-200 тыс. решений об избрании меры пресечении в виде заключения под стражу (в 93% случаев, когда следователь с таким ходатайством выходит). При этом прокуратура поддерживает только 80-85%. Здесь без изменений в УПК РФ не обойтись, потому что роль прокуратуры чрезвычайно ограничена, она не может запросить у следствия материалы. Иногда доходит до смешного: прокуроры подают в суд с требованием: обязать следователя ознакомить прокуратуру с материалами. Вместе с тем, полномочия суда  чрезвычайно ограничены. Он тоже ничего не может проверять и руководствуется только тем, что напишет следователь, а следователь пишет все "под копирку" – цитирует полностью ст. 97 УПК РФ".


 
При этом эксперты также отмечают, что в настоящий момент очень многое в рамках предварительного следствия отдается на усмотрение следователя, в частности периодичность совершения процессуальных действий, сроки исследования доказательств, назначение свиданий, приглашения нотариуса. В сочетании прокуратуры, это приводит к нарушениям прав предпринимателей, в частности нахождению в СИЗО по несколько месяцев без совершения каких-либо значимых процессуальных действий.

По словам Александра Музыкантского, существующий подход к заключению под стражу приводит к переполнению следственных изоляторов. "В 2009-2012 годах в Москве СИЗО были наполнены в соответствии с нормативом – 4 кв. м. на человека. Начиная с 2013 года – на 30-40% процентов переполнение следственных изоляторов, в Московской области в некоторых СИЗО переполнение составляет 200-250%. Это значит, что нарушаются условия содержания, нарушаются конвенции о соблюдении мер в отношении заключенных, которые Россия ратифицировала", – констатировал он.

Кроме того, Александр Музыкантский отмечает, что сложилась ситуация, когда следователи не совершают процессуальных действий, направленных на улучшение положения обвиняемого опасаясь подозрений в коррупции: "Если я удовлетворю ваше ходатайство, то завтра ко мне придет отдел собственной безопасности", – привел пример Музыкантский позицию следователя.

В связи с этим, по его мнению, должна появиться практика оценки действий следователей и привлечения их к ответственности. "Не просто увольнения, а материальная и административная и, может быть, даже уголовная ответственность. Тогда будет выбор – если я соглашусь [удовлетворить ходатайство], то ко мне придет ОСБ, а если откажу – прокуратура – выяснять, почему я отказал. Такой выбор будет более предметным", – пояснил он.

Как отметил сопредседатель "Деловой России" Андрей Назаров, за последние годы было принято достаточно много мер для защиты прав предпринимателей в рамках уголовных дел о мошенничестве. Появились специальные составы мошенничества в предпринимательской сфере. В ст. 20 УПК РФ закреплена невозможность возбуждении уголовного дела о мошенничестве без заявления потерпевшего. В ст. 108 УПК РФ установлен запрет на заключение под стражу, если преступления совершены по ст. ст. 159-159.6 УК РФ в сфере предпринимательской деятельности. Однако, по его словам, кардинальных изменений не произошло.
 

МНЕНИЕ

Андрей Назаров, сопредседатель "Деловой России":

Андрей Назаров, сопредседатель "Деловой России":

"Статья 159 УК РФ была слишком универсальна. Ввели шесть новых составов. Изменилась ситуация? Чуть-чуть меньше стало уголовных дел по самой ст. 159 УК РФ. Если раньше их было примерно 40 тыс. в год, теперь стало где-то 30-35 тыс. и 10-20 тыс. по шести новым составам. То есть получается, что в целом за мошенничество стали привлекать больше".


 
По его словам, правоохранительные органы не понимают, для чего были приняты эти изменения и считают, что они должны привести к увеличению количества привлеченных к уголовной ответственности. "Именно по этому слабо сработала экономическая амнистия – многие не смогли убедить суд, что они совершили преступления в сфере предпринимательской деятельности и переквалифицировать деяние на ст. 159.4 УК РФ.

Тем не менее, по его словам, в ближайшее время в Госдуму Правительством РФ может быть внесен законопроект о кратных штрафах за экономические преступления. Это позволит предпринимателям цивилизованно защищаться от уголовного преследования, не находясь при этом под стражей (так как эта мера пресечения не применяется, если наказание по статье не предполагает лишения свободы).

"Из 100% привлеченных к уголовной ответственности предпринимателей только 6% сохранили свой бизнес, еще около 25% - частично, подавляющее большинство лишилось своего бизнеса полностью", – констатирует Андрей Назаров текущую ситуацию.

При этом мнения ОП РФ и правоохранительных органов по данным вопросам существенно расходятся. Так, старший инспектор СК РФ Георгий Смирнов призвал дождаться позиции КС РФ касательно ст. 159.4 УК РФ, поскольку недавно суд как раз рассматривал ее на предмет соответствия Конституции РФ (по мнению заявителей, нормы статьи ставят предпринимателей в более выгодное положение).

"В противном случае резолюция ОП РФ будет идти вразрез с позицией КС РФ. До принятия этого решения нельзя говорить о каких-либо изменениях, тем более конкретизации признаков предпринимательской деятельности", – пояснил он.

При этом Георгий Смирнов отметил, что озвученные проблемы являются следствием дефектов правоприменительной практики. В связи с этим необходимо заниматься системным совершенствованием уголовного судопроизводства. Точечные изменения отдельных институтов УПК РФ, по его мнению, напротив, ухудшат ситуацию.

Представитель Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Руслан Айнетдинов отметил, что не поддерживает позицию ОП РФ, указав на замечания юридико-технического характера. Кроме того, по его словам, на практике имеет место проблема противоположная той, на которую указывает ОП РФ.

"Очень много переквалификаций на самом деле имеет место со ст. 159 на ст. 159.4 УК РФ, и в том числе необоснованных переквалификаций, к сожалению. Поэтому неоднократно поднимается вопрос о конституционности этой статьи, о внесении изменений в нее, и многие государственные органы это признают", – пояснил он.

Тем не менее, члены ОП РФ и представители предпринимательского сообщества выразили намерение с участием заинтересованных государственных органов принять рекомендации по решению сложившейся ситуации.

"Наша задача эту проблему пресечь немедленно, как социально опасное явление", – резюмировал Антон Цветков.

 

 Документы по теме:

 Новости по теме:

Материалы по теме: