Иностранцам могут запретить участвовать в закупках в сфере рекламных услуг
Разработаны меры по поддержке российских участников рекламного рынка. Соответствующий законопроект1, подготовленный депутатом Максимом Шингаркиным, внесен в Госдуму.
Предлагается запретить иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам, а также российским юридическим лицам с долей иностранного участия в уставном капитале более 20% участвовать в закупках в сфере оказания услуг по производству и распространению рекламы. Речь идет о закупках, проводимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о закупках, проводимых отдельными видами юридических лиц.
При этом исполнитель услуг по производству и распространению рекламы будет не вправе привлекать в качестве соисполнителей лиц, которым запрещается выступать участником закупок в сфере рекламных услуг. Также предполагается включить в перечень сведений, указываемых в документации о закупке, требование о раскрытии информации о конечном бенефициаре участника закупки и привлекаемого им соисполнителя.
Соответствующие изменения предусмотрены в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Необходимость принятия предлагаемых изменений автор проекта связывает с тем, что в настоящее время госкомпании и компании с госучастием преимущественно используют западных подрядчиков (рекламные медийные агентства) для реализации написания стратегии размещения рекламы в медиа и закупок рекламы, а также для создания рекламных материалов. При этом российские игроки рекламного рынка дискриминированы и не имеют возможности участвовать в закупках из-за несоответствия высоким требованиям крупных рекламодателей. Такая ситуация приводит к ряду проблем:
- исходя из интересов западных акционеров формируется планирование медийных площадок, что, в свою очередь, является способом давления на такие площадки и манипуляций;
- высокий уровень консолидированности рынка (около 80% рынка работает с несколькими иностранными агентствами) позволяет иностранным агентствам иметь большое влияние на медийные каналы;
- чистая прибыль, которая образуется в таких агентствах, направляется в меньшей степени на развитие рынка в России и часто выводится западными акционерами;
- реклама российских товаров не всегда является интересом западных игроков.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, его принятие будет способствовать деконсолидации рынка с целью понижения давления на медиапространство, более активному развитию рынка рекламы в России, повышению возможности российских игроков выходить на западные ранки и продвигать российские товары.