Минтруд России планирует сократить периоды выплаты пособия по безработице
Разработаны меры по повышению эффективности социальных выплат и конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Соответствующий законопроект1 подготовлен Минтрудом России.
Предлагается оптимизировать критерии назначения и выплаты пособия по безработице. В частности, речь идет об установлении одного периода выплаты пособия по безработице в течение 15 месяцев со дня регистрации гражданина в качестве безработного:
- уволенным гражданам – в течение 9 месяцев в процентном отношении от среднемесячного заработка за год, не выше максимальной и не ниже минимальной величин пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;
- в иных случаях – в течение 6 месяцев в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Напомним, что сейчас каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев (ч. 4 ст. 31 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
При этом при повторном признании граждан безработными в течение 15-месячного периода из установленного периода выплаты пособия по безработице предполагается исключать предыдущие периоды выплаты пособия. Такая мера предусмотрена в целях предотвращения злоупотребления безработными гражданами возможностью продления периода получения пособия по безработице при неоднократной их регистрации в органах службы занятости.
Также планируется лишить органы службы занятости права предложения досрочного выхода на пенсию безработных лиц предпенсионного возраста при отсутствии возможности для их трудоустройства. Помимо этого, предлагается исключить возможность оказания материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице, а также в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости. Авторы проекта считают, что такие социальные выплаты не стимулируют безработных граждан к активному поиску работы и трудоустройству в возможно короткие сроки. Предполагается, что исключение указанных норм позволит высвободить средства в сумме около 3 млрд. руб., которые, как следует из пояснительной записки к проекту, планируется использовать для повышения размера максимальной величины пособия по безработице с 4900 руб. до 8000 руб. (на 61%).
Кроме того, проектом предусмотрены:
- дополнительные гарантии впервые ищущим (ранее не работавшим) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа;
- меры по повышению эффективности содействия в подборе гражданам подходящей работы;
- меры по повышению конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы (в том числе, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, женщин из числа индивидуальных предпринимателей, студентов, домохозяек и т.п., которые не признаны безработными, но нуждаются в обучении для приобретения дополнительных навыков или повышения квалификации).
"В условиях стабильной социально-экономической ситуации и наличия достаточного количества вакансий сокращение периодов выплаты пособия по безработице с одновременным повышением его размера не приведет к ухудшению положения безработных граждан и будет стимулировать безработных граждан к активному поиску работы", – подчеркивается в пояснительной записке к документу.
Также Минтруд России обнародовал данные мониторинга рынка труда в разрезе субъектов РФ. Так, за месяц (с 28 августа по 24 сентября текущего года) численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на на 3,4% и составила 810 758 человек. По словам Министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина, за отчетный период численность безработных уменьшилась в 79 регионах. При этом наибольшее снижение зафиксировано в Забайкальском крае, Архангельской и Томской областях, Республике Тыва. В свою очередь, рост численности безработных отмечен в шести регионах. Наибольший показатель – в Ямало-Ненецком автономном округе и Республике Северная Осетия-Алания.
Суммарная численность работников, находившихся в простое по инициативе администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по соглашению сторон, составила 159 462 человека.