Региональным органам власти могут разрешить устанавливать минимальный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения
Органы местного самоуправления могут получить дополнительные полномочия в части определения размера платы за жилое помещение. Соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму.
Предлагается наделить органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по установлению предельного (минимального) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Помимо этого, к компетенции региональных органов власти планируется отнести методическое обеспечение установления экономически обоснованного размера платы. При этом предполагается, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не должен быть ниже предельного (минимального) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленного уполномоченным региональным органом власти.
Кроме того, согласно поправкам, управляющая организация сможет ежегодно инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для решения вопроса установления платы за жилое помещение.
Напомним, что сейчас ответственность за управление и содержание многоквартирных домов несут собственники помещений в таких домах. Они самостоятельно должны определять оптимальный способ управления общим имуществом, перечень работ и размер платы, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома. Для собственников, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ). "На практике утвержденные органами местного самоуправления тарифы на жилищные услуги применяются для начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения неограниченному количеству пользователей помещений в многоквартирных домах", – констатируют авторы проекта.
Разработчики документа указывают на существующие на практике проблемы в части выполнения требований по нормативному содержанию жилищного фонда. В числе последних:
- неудовлетворительное состояние жилищного фонда, переданного гражданам в собственность в процессе приватизации, в результате чего граждане оказались в неравных условиях по объемам затрат, необходимых для содержания жилья (речь идет о том, что содержание общего имущества в новостройках гораздо дешевле, чем в старых домах);
- конфликт интересов граждан в одном многоквартирном доме, возникающий из-за резкого различия в уровне дохода и различных оснований возникновения права пользования жилым помещением (приватизация, покупка, наем);
- тенденция по превышению платежей за коммунальные услуги над платой за содержание и ремонт жилья;
- ограничение роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в последние годы осуществлялось в основном за счет отказа от повышения платы за содержание и ремонт жилья.
"В силу отсутствия специальных знаний в решении вопросов тарифного регулирования содержания и ремонта жилого помещения собственники помещений не понимают, какой размер затрат необходим для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и проведения его текущего ремонта, не могут найти взаимопонимание с управляющими организациями при обсуждении предложений последних о размерах жилищных тарифов из-за недоверия к расчетам организаций по управлению многоквартирными домами", – подчеркивают авторы законодательной инициативы.
Предполагается, что реализация предлагаемых изменений позволит: создать ориентир для собственников помещений о фактической стоимости работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в конкретном регионе России с учетом сложившегося в нем уровня цен; повысить уровень информированности жителей о себестоимости затрат на эксплуатацию общего имущества; минимизировать внесение управляющими организациями необоснованно высоких размеров тарифов по содержанию и ремонту жилья либо принятие собственниками помещений решений об утверждении необоснованно низких размеров таких тарифов.