Механизмы финансового оздоровления кредитных организаций могут усовершенствовать
Правовое регулирование процедур финансового оздоровления и ликвидации кредитных организаций хотят усовершенствовать. Соответствующие правительственные законопроекты внесены в Госдуму.
Так, проект федерального закона № 612004-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" направлен на консолидацию норм законодательства РФ о банкротстве. Так, нормы Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и отдельные положения Федерального закона от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года" предлагается закрепить в новом параграфе Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". При этом в связи с объединением законодательных актов, регулирующих вопросы банкротства кредитных организаций, законы, из которых будут перенесены нормы, планируется признать утратившими силу.
При объединении законов предполагается скорректировать отдельные нормы с учетом практики их применения. В частности:
- конкретизировать порядок привлечения к имущественной ответственности лиц, контролирующих кредитную организацию. Например, предусмотрено, что заявление о привлечении лица к такой ответственности может быть подано не позднее трех лет со дня признания кредитной организации банкротом;
- предусмотреть увеличение с трех до 10 лет срока, в течение которого привлекаемые к ответственности лица не вправе занимать должности руководителей кредитных организаций. При этом срок исчисляется со дня исполнения обязанности, установленной судебным актом о привлечении лица к ответственности, а не со дня принятия решения о банкротстве, как это предусмотрено сейчас;
- определить меры по усилению механизмов ответственности руководителей и владельцев банков и минимизации премиальных выплат руководителям проблемных банков, в отношении которых применяются процедуры финансового оздоровления;
- установить новый механизм (в дополнение к уже существующим) ликвидации банков – механизм передачи вкладов и активов проблемного банка в "здоровый" банк.
Кроме того, предлагается разрешить Агентству по страхованию вкладов по предложению Банка России участвовать в предупреждении банкротства банка, являющегося участником системы страхования. Такое участие будет возможно при наличии у банка признаков неустойчивого финансового положения, при выявлении ситуаций, угрожающих интересам кредиторов или стабильности банковской системы в целом. Предупреждение банкротства банка будет осуществляться путем оказания финансовой помощи банку или лицам, приобретающим акции банка, а также путем финансовой помощи в виде взноса в уставный капитал банка за счет средств агентства. В связи с этим перечень полномочий агентства может быть расширен.
Также предусмотрена возможность возложения на Агентство по страхованию вкладов в случае участия его в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка функций временной администрации, назначаемой Банком России.
В свою очередь, проект федерального закона № 611989-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" устанавливает право кредитных организаций, в отношении которых Агентством по страхованию вкладов осуществляются мероприятия по финансовому оздоровлению, осуществлять выдачу банковских гарантий по уплате налоговых платежей, гарантий по обеспечению заявок и исполнения контрактов.
Как отмечается в правительственной справке к документам, их принятие позволит повысить эффективность и обеспечить дальнейшее применение на практике механизмов финансового оздоровления кредитных организаций, являющихся в настоящее время одними из важных мер по предупреждению банкротства банков в России. "Предусмотренные законопроектами консолидация и совершенствование норм о банкротстве кредитных организаций будут способствовать повышению стабильности банковской системы и защите интересов кредиторов и вкладчиков", – считают разработчики документов.