Новости и аналитика Новости Нормы о запрете допуска на госслужбу уклоняющихся от армии граждан могут быть уточнены

Нормы о запрете допуска на госслужбу уклоняющихся от армии граждан могут быть уточнены

Законодательные нормы, запрещающие не прошедшим воинскую службу по призыву без законных на то оснований гражданам состоять на государственной гражданской службе, могут быть скорректированы. К такому выводу пришли представители Президента РФ, Совета Федерации, Генерального прокурора РФ, Минюста и Минобороны России в КС РФ при рассмотрении Судом дела о конституционности этих норм 23 сентября текущего года.

Указанное ограничение закреплено в п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – закон о госслужбе) и заключается в том, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву без законных на то оснований. При этом на служивших по контракту этот запрет не распространяется. Данный пункт появился в законе о госслужбе в прошлом году – на основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" (далее – Закон) – и вступил в силу с 1 января текущего года.

Поводом к рассмотрению дела стал запрос Парламента Чеченской Республики, депутаты которого считают, что данный запрет нарушает конституционные принципы свободы труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) и равного доступа к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ) и просят признать п. 1 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ (далее – оспариваемая норма) неконституционным.

Депутаты Парламента Чеченской Республики заявили, что оспариваемая норма ухудшает положение уже состоящих на госслужбе граждан, в том числе в конкретном регионе. Представитель парламента в КС РФ Хамзат Дадаев напомнил, что с начала 90-х гг. и до 2012 года на территории Чеченской Республики призыв не проводился вообще, а сейчас в армию призывается совсем небольшое количество молодых людей (в этом году будет призвано 500 человек). Получается, что многие граждане в силу не зависящих от них причин не смогут служить в армии, а следовательно, и поступить на госслужбу. Кроме того, депутат напомнил, что уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы является преступлением (ст. 328 УК РФ), за совершение которого виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет (ст. 47 УК РФ). Оспариваемая же норма закрепляет бессрочный запрет на доступ к госслужбе, и получается, что осужденные по ст. 328 УК РФ через определенно время все же смогут стать чиновниками, а все остальные граждане, не служившие в армии без уважительных причин, – нет. Таким образом, нормы закона о госслужбе противоречат УК РФ, что также доказывает необходимость пересмотра оспариваемого положения.

Однако представители стороны, принявший оспариваемый нормативный акт, не согласны с тем, что его положения противоречат Конституции РФ. Так, Полномочный представитель Совета Федерации в КС РФ Алексей Александров отметил, что госслужащие обладают особым правовым статусом, в связи с чем законодатель вправе устанавливать для них некоторые гарантии, определять их обязанности и права, и в том числе ограничивать последние1. При этом соблюдение установленных законодательством ограничений является обязанностью госслужих.

Закрепляя в законе оспариваемую норму, законодатель исходил из того, что госслужащий должен обладать безупречной репутацией. "Трудно ждать от человека, который находится на государственной гражданской службе, честного служения государству, если он уже проявил неуважение к нему, каким-либо образом нарушая закон", – подчеркнул Александров. Также он обратил внимание на то, что Закон закрепил в законодательстве новое понятие – гражданин, не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такой статус будет приобретаться не автоматически, а на основании заключения призывной комиссии – по достижении гражданином возраста 27 лет при зачислении его в запас. Порядок и условия принятия такого заключения установлены постановлением Правительства РФ от 20 мая 2014 г. № 465 "О внесении изменений в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации".

Полномочный представитель Президента РФ в КС РФ Михаил Кротов в свою очередь напомнил, что защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина РФ (ст. 59 Конституции РФ). Порядок призыва на военную службу и перечень лиц, не подлежащих призыву, основания освобождения от службы и от исполнения воинской обязанности определены Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Эти положения распространяются абсолютно на всех граждан России, в том числе и на госслужащих. Если же говорить о реализации последними права на труд, то необходимо учитывать позицию КС РФ, который уже указывал, что госслужба представляет собой особую форму распоряжения своими способностями к труду (Определение КС РФ от 2 апреля 2009 г. № 472-О-О). Поэтому ряд установленных к лицу, поступающему на госслужбу, требований нельзя рассматривать как дискриминацию. Кроме того, ст. 6 закона о госслужбе устанавливает взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов, поэтому законодатель имел все основания установить определенную зависимость между выполнением гражданином обязанности по защите Отечества и поступлением его на госслужбу.
  

    МНЕНИЕ
     

    Михаил Кротов, полномочный представитель Президента РФ в КС РФ
     Фото: kremlin.ru

    Михаил Кротов, полномочный представитель Президента РФ в КС РФ: 

    "Анализ оспариваемой нормы показывает, что она преследует две общественно значимые цели. Во-первых, оградить государственный аппарат от лиц, которые незаконно уклонились от конституционной обязанности по прохождению военной службы как особого вида федеральной государственной службы. Во-вторых, повысить престиж и значимость военной службы в обществе. И в конечном счете данная норма направлена на обеспечение обороны страны и безопасности государства. По нашему мнению, введенное оспариваемой нормой правовое регулирование необходимо рассматривать не в качестве возможности ограничения права, как это следует из смысла ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а как условие реализации права для поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения. Данное условие аналогично тем, что установлены для граждан при поступлении на гражданскую службу, а именно: владение государственным языком, соответствие квалификационным требованиям, а также конкурс на замещение государственной гражданской службы". 


 

При этом представитель президента подчеркнул, что в некоторых случаях граждане уклоняются от армии не по своей вине, а, например, в случае ненадлежащего оповещения о необходимости явки в военный комиссариат. Стоит отметить, что последний факт является определяющим при решении вопроса о виновности лица в уклонении от прохождения службы (см. Постановление Пленума ВС РФ от 3 апреля 2008 г. № 3). Если повестка не вручена гражданину под расписку, признать его виновным в совершении данного преступления, и следовательно, не прошедшим военную службу без законных на то оснований, нельзя. "Обязанности самостоятельно явиться в военный комиссариат у гражданина нет. Поэтому неявка в комиссариат без повестки не является свидетельством намерения гражданина избежать возложенной на него обязанности нести военную службу по призыву и не может являться порочащим обстоятельством при поступлении на государственную гражданскую службу", – заключил Кротов. В то же время он подчеркнул, что оспариваемое положение действительно предусматривает бессрочный запрет на замещение должностей госслужбы для уклонистов, причем принимается решении о признании гражданина не служившим в армии без законных на то оснований временной структурой – призывной комиссией, и у гражданина нет возможности оспорить это решение. В связи с этим представитель президента считает возможным закрепить в законодательстве положения об органе или должностном лице, уполномоченном выносить окончательно решение по данному вопросу на основании заключения призывной комиссии.

С тем, что оспариваемая норма не противоречит Конституции РФ, согласились также представители Минюста и Минобороны России.

Полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева подвела итог выступлений всех участников заседания, обозначив три основных проблемы, связанные с введением оспариваемой нормы. Первая касается процедуры признания граждан не прошедшими службу без законных на то оснований, а именно вопроса об обоснованности и окончательности соответствующего заключения призывной комиссии. Вторая проблема – коллизия оспариваемой нормы и положений УК РФ относительно сроков запрета на занятие должностей государственной гражданской службы. Третья проблема – отсутствие в Законе переходных положений, определяющих статус тех госслужащих, которые в настоящее время не достигли 27 лет и не зачислены в запас (напомним, запрет действует только в отношении граждан, которые по состоянию на 1 января текущего года не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, и при этом состояли или обязаны были состоять на воинском учете и подлежали призыву на военную службу). Таким образом, оспариваемая норма не противоречит Конституции РФ, но нуждается в доработке, заключила Васильева.

Свое решение по делу КС РФ вынесет в закрытом совещании. О дате провозглашения постановления будет объявлено позднее.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

 

 Документы по теме:  Новости по теме:

 


Материалы по теме:

Домашняя правовая энциклопедия. Военная служба
Все о воинской обязанности, в том числе о сроках службы, правах, обязанностях и ответственности военнослужащих, о порядке отсрочки и освобождения от призыва на военную службу, можно узнать из нашей Домашней правовой энциклопедии.

 

 

1 См. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2012 г. № 31-П.