Новости и аналитика Новости Налоговая служба отходит от тотального контроля в пользу избирательных проверок

Налоговая служба отходит от тотального контроля в пользу избирательных проверок

Налоговая служба отходит от тотального контроля в пользу избирательных проверокВ настоящее время налоговая инспекция использует риск-ориентированный подход к выбору кандидатов для налогового контроля. Этот подход основан на анализе предоставляемой налоговой отчетности и применении определенных критериев ее оценки. Такая тенденция сложилась в последние годы и уже позволила повысить эффективность контроля при снижении общего количества выездных проверок.

Как рассказала Екатерина Макарова, руководитель УФНС по Московской области, на прошедшей на прошлой неделе пресс-конференции в МИА "Россия сегодня", за последние семь лет была сформирована система критериев, позволяющих отнести того или иного налогоплательщика к группе риска.

ЦИТАТА

Екатерина Макарова, руководитель УФНС по Московской областиЕкатерина Макарова, руководитель УФНС по Московской области:

"Значительно и существенно изменился подход к проведению контрольных мероприятий. На сегодняшний день налогоплательщики могут самостоятельно оценить свои риски и определить, попадают ли они в поле зрения налоговой службы или нет" .

Система критериев риска для применения в отношении организаций и ИП разработана и утверждена Приказом ФНС России от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@. Согласно этому документу, критериями риска для налогоплательщиков выступают, например, низкий показатель уплаты НДС, убыточность, низкая налоговая нагрузка по уплате налога на прибыль по сравнению с оборотом организации и др.

На официальном сайте ФНС России действует специальный электронный сервис "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента", который позволяет получить сведения о государственной регистрации юридического лица или ИП. Также на сайте можно проверить себя или контрагента по реестру дисквалифицированных лиц или юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица. Помимо этого можно воспользоваться поиском по списку юридических лиц с которыми отсутствует связь по адресу их регистрации. Эти электронные сервисы будут полезны не только для проверки контрагентов, но и для проверки собственной организации. Логично, что каждый налогоплательщик прекрасно знает сам, соблюдает ли он закон или нет, но весь вопрос состоит в том, знает ли об этом налоговая инспекция. Когда компания или ИП указаны в упомянутых списках, то велика вероятность пристального внимания со стороны налоговой службы.

Если субъекты предпринимательства отвечают всем критериям риска, до назначения выездной проверки они приглашаются в налоговую инспекцию на заседание комиссии по легализации объектов налогообложения. Периодичность заседаний таких комиссий не установлена, они созываются специально по каждому конкретному случаю. Как отметила Екатерина Макарова, эффективность работы комиссий доказана на практике. За первое полугодие 2014 года было приглашено около 4 тыс. организаций по вопросам уточнения налоговой базы, убыточности организации и прочим, которые совпадают с критериями риска. На комиссии по легализации объектов налогообложения также было приглашено 3 тыс. организаций, попавших в зону риска в связи с выплатой заработной платы ниже среднерыночного уровня или на уровне или ниже МРОТ. "Наша задача не заставить их повысить заработную плату, а мотивировать их показывать в налоговой отчетности реально выплачиваемую", - подчеркнула Екатерина Макарова. По ее словам, почти половина организаций, побывавших на заседании комиссии по вопросу низкого уровня заработной платы, ее увеличила.

Помимо этого налоговой службой проводится социальная кампания по разъяснению самим работникам всех рисков получения "серых" или "черных" зарплат. Более того, сама по себе такая зарплата уже является налоговым правонарушением как для работника, так и для работодателя. Работодатели обязаны исчислять и выплачивать НДФЛ с того дохода, который работник получает от них (ст. 226 НК РФ). При нарушении этой обязанности работодателю грозит, помимо полной выплаты недостающего налога, еще и взыскание штрафа от 20% до 40% от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ). Что касается работника, то этот вопрос был разъяснен в Письме ФНС России от 2 декабря 2009 г. № 3-5-04/1774. В соответствии с этим документом, работник, получивший доход, с которого не был удержан работодателем налог, обязан самостоятельно в срок до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход по месту своего жительства и до 15 июля самостоятельно произвести уплату налога. Если работник не исполнил эту свою обязанность, то он несет ответственность в виде штрафа в размере 5% от неуплаченной суммы налога (ч. 1 ст. 119 НК РФ).

По словам Екатерины Макаровой, кампания по легализации теневой заработной платы проводится с 2006 года и основное ее назначение – донести до граждан все социальные последствия получения заработной платы в конвертах. "Зачастую мы узнаем о факте выплаты и получения такой зарплаты только после обращения самого работника, когда его, например, уволили с предприятия или не выплатили пособие по беременности и родам", – посетовала она. Зарплата ниже среднерыночного уровня или вообще ниже уровня МРОТ, как указывалось выше, является одним из критериев риска, по которому работодатель может попасть под пристальное внимание налоговой службы.

Для физических лиц критерии риска не официально установлены, но в поле зрения налоговой инспекции может попасть работник, получающий задекларированный доход ниже уровня МРОТ.

ЦИТАТА

Екатерина Макарова, руководитель УФНС по Московской областиЕкатерина Макарова, руководитель УФНС по Московской области:

"Проблема взыскания налогов с физических лиц наиболее злободневная, учитывая что треть задолженности в бюджет Московской области как раз составляет задолженность физических лиц по имущественным налогам".

Налоговая задолженность с физических лиц взыскивается только в судебном порядке и только если она превышает сумму свыше 3 тыс. руб. "Взыскание задолженности возможно только при проведении адресной работы, взаимодействуя с органами муниципальной власти на местах или другими правоохранительными и контролирующими органами", – уточнила Екатерина Макарова. Действенным индивидуальным подходом к взысканию задолженности с физических лиц является ограничение выезда за границу. Налоговая служба имеет право предложить приставам в судебном порядке запретить выезд за границу тем гражданам, которые имеют такую задолженность. Как сообщила Ольга Воронцова, заместитель руководителя УФНС по Московской области, в 2009 году выезд за границу был ограничен 9 тыс. жителей Московской области, а в 2014 году их число увеличилось до 25 тыс. человек. Эта мера по борьбе с налоговой задолженностью граждан является одной из самых эффективных.

Для решения проблемы с взысканием задолженности с любых налогоплательщиков регулярно проводятся информационно-разъяснительные мероприятия и социальные кампании. Новые методы и способы борьбы с неплательщиками налогов обсуждаются на заседаниях межведомственных правительственных групп.

Как отметили участники пресс-конференции переход приоритета от тотальных проверок к индивидуальному подходу к каждому налогоплательщику оправдан. Повышается количество выплачиваемых налогов по итогам мероприятий до назначения выездных проверок, меньшее количество споров о взыскании задолженности доходит до суда. А из тех, которые все-таки рассматриваются в суде, большинство судебных решений принимается в пользу налоговой службы. За первое полугодие 2014 года принято таких решений около 70% из всей массы поданных исков по Московской области

 

 Документы по теме:  Новости по теме:
 

 

Материалы по теме:

10 способов проверить контрагента: необходимые документы и полезные сервисы

10 способов проверить контрагента: необходимые документы и полезные сервисы
Недобросовестные контрагенты способны нанести ущерб как бюджету, так и налогоплательщику, который впоследствии может быть обвинен налоговым органом в получении необоснованной налоговой выгоды. Предлагаем ознакомиться с рядом основных документов, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо истребовать у контрагента для подтверждения его добросовестности, а также со способами проверки достоверности содержащейся в них информации.