Торговые наценки на продовольственные товары могут ограничить
Для производителей, переработчиков и торговых организаций могут установить предельные значения торговых наценок на продукты питания. Соответствующий законопроект, разработанный группой депутатов, внесен в Госдуму.
Предлагается законодательно установить механизм государственного контроля за уровнем цен и соотношение долей прибыли для всех участников производства продуктов питания. Прежде всего, речь идет о продовольственных товарах первой необходимости, к которым авторы проекта относят товары, удовлетворяющие жизненные потребности организма в необходимом количестве питательных веществ (хлеб, хлебобулочные изделия, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, мясные и колбасные изделия, рыба и рыбные изделия, подсолнечное масло, сахар, овощи, фрукты, продукты детского и диетического питания).
В целях госрегулирования цен на продовольственные товары, предполагается уполномочить Правительство РФ устанавливать предельные размеры торговых надбавок на отдельные виды сельхозпродукции и продовольствия для торговых организаций, а также предельные размеры удельного веса отдельных видов импортной сельхозпродукции и продовольствия, допустимых в ассортименте реализуемых товаров. При этом не планируется ограничивать размер надбавок для сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих торгово-закупочную деятельность, и организаций потребительской кооперации.
Кроме того, предполагается определять уровень предельных значений торговых наценок, которые не могут превышать:
- для производителей первичного сырья (зерно, молоко, овощи и т.д.) – 45% от себестоимости их производства;
- для переработчиков – 15% от отпускной цены производителя сырья;
- для организаций оптовой торговли – 10% от отпускной цены производителя продовольственных товаров;
- для организаций розничной торговли, включая рынки – 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены;
- для организаций общественного питания – 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены.
При этом под торговой наценкой понимается надбавка к себестоимости или к оптовой и розничной цене товара, необходимая для покрытия издержек и получения средней прибыли производителем или предприятиями торговли.
В свою очередь, региональным органам госвласти и органам местного самоуправления могут разрешить дополнять перечень видов продовольственных товаров, на которые устанавливаются предельные значения торговых наценок (с учетом местных особенностей), а также устанавливать уровень предельных значений торговых наценок в пределах, определенных Правительством РФ.
Также предусмотрена уплата пени в размере 1% за каждый день просрочки оплаты хозяйствующими субъектами сельхозпродукции и продовольствия, передаваемых для последующей их продажи.
Необходимость внесения предлагаемых изменений авторы проекта связывают с нестабильностью экономической обстановки и введением экономических санкций в отношении России. "Отсутствие государственного регулирования ценообразования даже на основные продукты питания и детское питание приводит к стихийному росту цен и сговору торговых сетей", – считают депутаты.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, его принятие позволит избежать недостатков действующего законодательства, которое не учитывает многие положения, необходимые в современных условиях.