Новости и аналитика Новости ОП РФ предлагает реформировать Ростуризм в федеральную службу по надзору в сфере туризма

ОП РФ предлагает реформировать Ростуризм в федеральную службу по надзору в сфере туризма

Общественная палата РФ считает необходимым наделить Ростуризм контрольно-надзорными функциями в отношении туроператоров. Об этом сообщил первый заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб на слушаниях о проблемах защиты прав российских туристов за рубежом.

"Внимательно посмотрев на правовой статус Ростуризма, я, как специалист в области конституционного права, скажу так – он никакой. Напоминает некоего государственного нотариуса, который ведет реестр туристических фирм. Раньше он выдавал лицензии, сейчас обратный процесс. Никаких полномочий контрольно-надзорных у него нет", – пояснил он.

Как отметил Владислав Гриб, любая турфирма фактически может игнорировать Ростуризм. В связи с этим нужно наделить ведомство новыми полномочиями и возможно реорганизовать в федеральную службу по надзору в сфере туризма. Кроме того, по его словам, необходимо точно определиться с подведомственностью Ростуризма, так в разные годы он относился к разным министерствам.

"У нас Ростуризм был под правительством, под Минэкономразвития, под Минспортом, под Минкультуры, сейчас идея под Минфин, потом будет под Минсельхоз. Сейчас его можно под МЧС передать с учетом спасения туристов. Летом под МЧС, зимой под Минфин", – сказал первый заместитель Секретаря ОП РФ.

При этом Владислав Гриб предложил наделить Ростуризм беспрецедентно широкими для данной сферы контрольными полномочиями в отношении наиболее значимых компаний на рынке туристических услуг. "Если ЦБ в крупные банки назначает своих представителей, то почему, если это будет служба по туризму, ей не назначать своих представителей в крупные турфирмы", – заметил он.

Как отметил начальник Управления международного сотрудничества Ростуризма Валерий Коровкин, агентство на данный момент фактически вынуждено выполнять функции, для которых оно не создавался изначально. "Ростуризм создавался для другой задачи, для устройства инфраструктуры туризма, для создания современного, конкурентоспособного рынка туризма в России. Вот это было главной задачей. Тем не менее, приходится заниматься вещами, на которые у Ростурима ни полномочий, ни функций нет. Поэтому в значительной степени то, как мы справляемся – это энтузиазм", – пояснил он.

Аналогичную позицию высказал и первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Сергей Марков. "Необходимо вернуть Ростуризму контрольно-ревизионные функции. Это безобразие и прямой недостаток законодательства, когда 1,5 млрд долг компании "Лабиринт", а Ростуризм не имеет возможности прийти к ним и сказать: "Товарищи, что вы здесь делаете? Мы должны с вами разобраться". Ростуризму нужно вернуть эти права", – заявил он.

Также, по словам Сергея Маркова, проблемы на российском туристическом рынке во многом связаны с переизбытком конкуренции, хотя в остальных отраслях обычно, напротив, трудности из-за чрезмерной монополизации.
 

    ЦИТАТА
     

    Сергей Марков, Председатель Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом

    Сергей Марков, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом: 

    "Поскольку конкуренция высокая, компании работают с минимальной прибылью, экономят на всем, на чем можно. Временами страхование носит формальный характер. Люди зачастую покупают медицинскую страховку, думают, что они застрахованы, а на самом деле – ничего подобного. Для того, чтобы сделать путевку максимально дешевой, эту страховку делают такой дешевой, что туда не входят случаи обострения хронических заболеваний, не входят случаи, когда у человека травма, но при этом было хотя бы минимальное алкогольное опьянение, не входят травмы во время спортивных мероприятий. То есть формально страхование есть, а фактически оно не оказывается.



Кроме того, по его словам, поскольку норма прибыли низкая, происходит постоянное перекредитование туроператоров. Однако когда упал курс рубля, выплаты увеличились, а из-за санкций и связанной с ними неопределенности, уменьшилось количество выездов за границу. В связи с этим у турфирм начались сложности.

"Турфирмы оказались в ситуации, когда платить надо больше, а денег приходит меньше, а поскольку они перекредитованы, то и "посыпались". Проблема носит системный характер. То, что произошло, должно было произойти рано или поздно, потому что все знали [о ситуации]. Поэтому ответственность лежит во многом на государственных органах, а также агентах туристического рынка, которые много лет проявляют пассивность, а должны были заниматься самоорганизацией", – пояснил Сергей Марков.

По его словам необходимо повысить роль и объемы страхования туристической сферы – они не должны носить формальный характер. Кроме того, по его мнению, компенсационный фонд объединения "Турпомощь" должен быть увеличен. Одновременно необходимо решить проблему с чартерами.

"Это совершенно недопустимо, когда туристы получают билеты только в аэропорту. Это нарушение правил, они имеют право и хотят получать билеты раньше. Их "маринуют" и только в аэропорту перед посадкой отдают. И обязательно туристы должны иметь билеты на обратный вылет", – заявил Сергей Марков.

Аналогичным образом высказался и Владислав Гриб. В частности, он выразил недоумение, что иногда чартерные рейсы оплачиваются только одну сторону. В связи с этим, по его словам, стоит пересмотреть правила чартерных перевозок. Он подчеркнул, что сложившиеся схемы работают, когда рынок растет, но любое падение на 5%, на 10%, а в этом году на 30%, оборачивается проблемами.

Отдельно были затронуты вопросы, связанные со страхованием на рынке туристических услуг. По мнению Владислава Гриба, необходимо создать рейтинг страховых компаний, который будут формировать Ростуризм и Банк России. Он отметил, что сейчас многие крупные компании не хотят страховать туристический рынок. В результате за это берутся мелкие страховщики, которые впоследствии не могут выполнить свои обязательства.

"Проблемы заключаются в высоких рисках на туристическом рынке. Страховые компании в той системе, в которой они работали с туристическим рынком, работать не хотят больше", – пояснил ситуацию Валерий Коровкин.

По словам эксперта научно-консультативного совета ОП РФ Дмитрия Давыденко, это также связано с тем, что крупные игроки на страховом рынке в большинстве своем имеют западных собственников, а в Европе страхование подобных рисков незаконно. Кроме того, некоторым компания не хватает объема финансов, чтобы обеспечить покрытие.

Также Владислав Гриб призвал в сложившейся ситуации не забывать о поддержке внутреннего туризма. Он заметил, что на данный момент, все делается для поощрения выездного туризма, миллионы граждан вывозят миллиарды евро за рубеж. Между тем, по его мнению, необходимо развивать такие регионы как Сочи и Крым.

"Нам нужно внести изменения в НК РФ по поводу налоговых вычетов, для тех, кто организовано отдыхает на территории России хотя бы в размере 10 тыс. руб. на члена семьи", – предложил первый заместитель Секретаря ОП РФ.

Напомним, что начиная с середины июля текущего года о приостановлении своей деятельности сообщили сразу несколько туроператоров: "Нева", "Роза ветров Мир", "Экспо-тур", "Лабиринт", "ИнтАэр" и Нордик Стар". В результате этого, по данным Ростуризма, порядка 25 тыс. российских граждан не смогли самостоятельно вернуться из-за рубежа.

 

 Документы по теме:  Новости по теме:

 

Материалы по теме:

 
Отпуска по-невски

Отпуска по-невски
Одним из главных событий минувшей недели стала приостановка деятельности турфирмы «Нева». Это не единственное подобное событие за последнее время. Мы составили обзор самых громких банкротств в сфере туриндустрии.

Как общаться с турфирмами

Как общаться с турфирмами
КС РФ однозначно заявил, что на получение молодыми семьями выплат для улучшения В представленном материале — краткая информация о том, как обеспечить свою юридическую (а порой — и не только!) безопасность при составлении и подписании многочисленных бумаг, оформляющих путешествие.

Чудеса на виражах, или Помогут ли "невозвратные" билеты снизить цену на авиаперевозки

Чудеса на виражах, или Помогут ли «невозвратные» билеты снизить цену на авиаперевозки
По оценке Министра транспорта Р. Ф. Максима Соколова, средний тариф экономкласса по внутрирегиональным авиалиниям туда и обратно у нас составляет 23,2 тыс. руб., что эквивалентно среднемесячной заработной плате. За рубежом размер стоимости перевозки на борту региональной авиакомпании туда и обратно не превышает 5% среднемесячной заработной платы населения. О том, позволят ли предлагаемые в Воздушный кодекс РФ поправки о введении «невозвратных» авиабилетов снизить цену на воздушные перевозки, какие факторы влияют на ценообразование на российском авиарынке и каким образом сегодня можно сэкономить на перелете, читайте в нашем материале.

Домашняя правовая энциклопедия. Отдых, туризм

Домашняя правовая энциклопедия. Отдых, туризм
О тонкостях выбора турфирмы и заключения договора с ней, узнайте из нашей Домашней правовой энциклопедии.