Планируется стимулировать академическую мобильность студентов и научно-педагогических работников на территории России
Президент РФ Владимир Путин подписал ряд поручений по итогам заседания Совета по науке и образованию, посвященного вопросам повышения качества подготовки технических специалистов. Перечень поручений опубликован на официальном сайте главы государства.
Так, Минобрнауки России поручено в своих предложениях предусмотреть, в частности:
- комплекс мер, стимулирующих академическую мобильность студентов и научно-педагогических работников на территории России;
- укрупнение специальностей и направлений подготовки высшего образования, относящихся к одной профессиональной области, по всем уровням высшего образования, а также сокращение количества специальностей высшего образования – специалитета в области инженерного дела, технологии и технических наук;
- привлечение специалистов-практиков к преподавательской работе в образовательных организациях высшего образования, в том числе по совместительству;
- оптимизацию режима рабочего времени педагогических работников вузов с учетом различных видов выполняемой ими педагогической, методической или научной работы, а также привлечение к педагогической деятельности аспирантов и молодых ученых;
- выделение внутри направлений подготовки высшего образования широкого спектра академических и прикладных профилей образования при сохранении единой квалификации для направлений подготовки высшего образования, предусмотрев выбор студентом направленности (профиля) образования в процессе обучения.
Кроме того, целый ряд поручений посвящен совершенствованию системы образования в области инженерного дела, технологии и технических наук. Например, планируется актуализировать федеральные государственные образовательные стандарты в указанной области (включая базовую подготовку на первых курсах обучения, обеспечивающую приобретение универсальных компетенций в области инженерного дела, технологии и технических наук, в области экономики, коммуникаций и управления персоналом; практико-ориентированную подготовку на старших курсах обучения с привлечением работодателей к реализации образовательных программ).
Также, согласно поручениям, до 1 ноября 2014 года будет разработан комплекс мер по подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области инженерного дела, технологии и технических наук. При этом сеть федеральных вузов, осуществляющих подготовку инженерно-технических кадров, предполагается располагать по месту деятельности основных работодателей (с учетом потребности в таких кадрах и обеспечения трудоустройства выпускников соответствующей квалификации).
В свою очередь, Правительству РФ вместе с региональными органами власти, объединениями работодателей, а также госкорпорациями и акционерными обществами поручено заняться вопросами расширения практики целевого обучения в вузах, осуществляющих свою деятельность по образовательным программам в области инженерного дела, технологии и технических наук; подготовки методики расчета потребности регионов, отраслей экономики и крупнейших работодателей в инженерно-технических кадрах. Соответствующий доклад должен быть представлен до 1 марта 2015 года.
Отметим, что тема поддержки специалистов инженерного профиля сейчас весьма распространена в России. Так, по сообщению пресс-службы фракции ЛДПР, Российский союз инженеров инициировал учреждение почетного звания "Заслуженный инженер Российской Федерации". Такую идею уже поддержали некоторые депутаты Госдумы. "Инженеров нужно как можно больше вовлекать во власть, и как можно больше внимания уделять именно техническому образованию, чтобы все ключевые посты в стране заняли инженеры", – считает лидер партии Владимир Жириновский. Учреждение такого государственного почетного звания также поддержали депутаты Михаил Дегтярев и Сергей Вайнштейн, пожелав, чтобы количество инженеров, достойных этой награды, неуклонно росло, а результаты их труда способствовали развитию России.
Заместитель главы Минобрнауки России Александр Климов также предложил организовать общенациональный конкурс, который позволит студентам и аспирантам, обучающимся по инженерным специальностям, проявить себя.