В России появится ассоциация общественного контроля
В Общественной палате РФ (ОП РФ) состоялся учредительный съезд Российской ассоциации общественного контроля. Был принят ее устав, избраны руководящие органы. В состав ассоциации войдут некоммерческие организации, которые осуществляют общественный контроль в отдельных сферах. Мероприятие было совмещено с конференцией, посвященной проблемам совершенствования общественного контроля.
Как отметил первым заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб, который и был избран президентом ассоциации, данная организация создается в соответствии со ст. 17 федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", принятого 4 июля Госдумой. Основная цель ассоциации – объединение усилий и средств для повышения эффективности общественного контроля, координация деятельности в данной сфере.
"Не все нормы, правила и процедуры должны вырабатываться путем закона. Есть еще и рекомендации ассоциаций, саморегулируемых организаций, те, которым участники общественного контроля должны следовать", – пояснил Владислав Гриб.
Также в ходе съезда решено, что ассоциация будет осуществлять защиту субъектов общественного контроля от необоснованных преследований и воспрепятствования осуществлению общественного контроля.
ЦИТАТА
Фото: govenrment.ru |
Михаил Абызов, Министр Российской Федерации:
"Создание национальной ассоциации общественного контроля мне представляется крайне целесообразным и актуальным. Речь не идет о создании какой-то эксклюзивной площадки, которая будет иметь право на истину в части реализации функций общественного контроля. Такая площадка нам не нужна, и ее создать невозможно. Нам нужен интегратор, который стал бы аккумулирующим партнером для Правительства РФ, для наших министерств и ведомств, который бы смог общественные инициативы, в том числе связанные с контрольными функциями, интегрировать и правильно представлять. Упорядочить с одной стороны работу этих институтов, с другой – повысить их эффективность".
В ходе мероприятия был затронут вопрос о перспективах реализации упомянутого закона об общественном контроле. По словам Владислава Гриба, несмотря на то, что закон не идеален и будет дорабатываться, его принятие является крайне важным.
"Нам не все в нем нравится, всегда хочется лучше, по максимуму, но сам факт принятия такого закона – это историческое событие и не только в жизни России. В мировой практике я таких законодательных актов не нашел. Есть отдельные отголоски по отдельным направлениям, но такой комплексной основы общественного контроля нет", – заявил Владислав Гриб.
По мнению председателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаила Федотова, данный закон – это не первый, но и не последний шаг в развитии общественного контроля в России. Первым шагом, по его словам, можно считать Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".
"Тот опыт, который был накоплен благодаря общественным наблюдательным комиссиям, он как раз и позволил нам перейти к следующему этапу, формированию закона об основах общественного контроля, который призван стать рамкой для всех законодательный установлений, касающихся общественного контроля", – заметил Михаил Федотов.
Однако, по мнению Михаила Федотова, закон об общественном контроле не является идеальным и имеет очевидные недостатки. Так, например, в п. 3 ст. 3 закона формально предусматривается возможность участия граждан в общественном контроле только в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов.
"А в качестве членов общественных наблюдательных комиссий они не участвуют? Участвуют. Но почему это не нашло отражение в законе?", – заметил глава СПЧ.
Кроме того, Михаил Федотов в контексте учредительного съезда отметил еще один недостаток документа. По его словам ст. 17 закона предусмотрено, что ассоциации общественного контроля могут создавать только субъекты общественного контроля, то есть общественные палаты и общественные советы. Соответственно получается, что некоммерческие организации, в том числе присутствующие на съезде, учредителями формально выступать не могут, так как не относятся к субъектам общественного контроля.
Стоит отметить, что вопрос о включении некоммерческих организаций и граждан в перечень субъектов общественного контроля был спорным еще на этапе подготовки законопроекта "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Так, Президиум СПЧ отметил, что поддержит документ, только в случае, если в него будут внесены соответствующие нормы. Ряд членов ряд членов ОП РФ также выступали за расширение перечня субъектов общественного контроля.
При этом как сообщил на заседании Президиума общественных палат России 2 июня один из разработчиков закона, член ОП РФ Иосиф Дискин, для некоммерческих организаций планируется ввести процедуру аккредитации при общественных палатах. Она будет играть роль своеобразного фильтра, чтобы оградить общественный контроль от проникновения структур и лиц коррупционной и лоббистской направленности.
ЦИТАТА
Фото: president-sovet.ru |
Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:
"Главный недостаток этого закона я вижу в том, что здесь выпал основной элемент общественного контроля. Зачем нужен общественный контроль? Для обеспечения защиты общественных интересов. А что такое общественный интерес? Вот этот вопрос выпал как таковой. Мы настаивали на том, чтобы понятие общественного интереса вернули в закон, это была позиция СПЧ и ОП РФ, к сожалению, Госдума к нам не прислушалась. И в результате возникает довольно странная конструкция – смотрите ч. 1 ст. 4 закона. Что такое общественный контроль? Это деятельность субъектов общественного контроля в целях наблюдения за деятельностью органов власти. Что значит наблюдение за деятельностью органов власти? Я сижу у телевизора и смотрю, как заседает городская дума? Так что ли? Смешно. Общественный контроль – это не просто наблюдение. Это наблюдение за соответствием этой деятельности общественным интересам".
"Таких пробелов и противоречий довольно много. Я призывал нашил уважаемых парламентариев немножко сбавить темп и заняться постатейной проработкой, потому что закон должен быть максимально близок к идеалу. В том числе по своей структуре и по своей, если хотите, эстетике", – заявил Михаил Федотов.
Напомним, что согласно федеральному закону "Об общественном контроле в Российской Федерации" специально созданные негосударственные структуры – общественные палаты и общественные советы – будут осуществлять контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти и организаций.
Субъекты общественного контроля получат право, например, запрашивать документы у таких органов, посещать их, направлять им предложения, которые будут подлежать обязательному рассмотрению. Они также смогут обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций, проводить экспертизы и слушания.
В свою очередь, на государственные и муниципальные органы и организации планируется возложить ряд обязанностей при взаимодействии с субъектами общественного контроля. В частности, они будут обязаны рассматривать предложения, рекомендации и выводы субъектов общественного контроля, принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций.
При этом стоит отметить, что самые важные с точки зрения соблюдения прав человека и гражданина сферы – деятельность правоохранительных органов, судебной системы, вооруженных сил, а также выборы и референдумы – из сферы действия закона выведены. Планируется, что общественный контроль за ними будет регулироваться другими федеральными и региональными законами.