Разработаны проекты подзаконных актов по закону о контроле над блогосферой
Минкомсвязи России разработало проекты постановлений Правительства РФ во исполнение закона о контроле блогосферы, вступающего в силу 1 августа 2014 года.
Напомним, согласно Федеральному закону
, блогеры, чья аудитория составляет более 3000 человек в сутки, обязаны указывать на своих страницах свои настоящие имена и контактные данные. Им запрещено публиковать сообщения, которые могут расцениваться как призыв к терроризму и экстремизму, раскрытие государственной тайны, вмешательство в частную жизнь и очернение деловой репутации. Также блогеры обязаны проверять достоверность информации и соблюдать ограничения, касающиеся предвыборной агитации. Компании, которые предоставляют площадки для блогов и иных видов интернет-активности (так называемые "организаторы распространения информации"), обязали в течение шести месяцев хранить переписку лиц, находящихся в России, на серверах, расположенных на территории страны.Согласно одному из проектов постановлений Правительства РФ, разработанных Минкомсвязи России, Роскомнадзор будет взаимодействовать с организаторами распространения информации в следующих случаях:
- уведомление Роскомнадзора о начале деятельности организатора распространения информации;
- уведомление организатора распространения информации о том, что он нарушил законодательство;
- уведомление организатора распространения информации об ограничении доступа к подконтрольным ему ресурсам;
- уведомление о разблокировке вышеуказанных ресурсов;
- передача в Роскомнадзор сведений, необходимых для взаимодействия;
- направление запросов организатору распространения информации;
- предоставление организатору распространения информации сведений, касающихся взаимодействия с Роскомнадзором.
Другой проект подзаконного акта определяет порядок хранения информации о пользователях в течение полугода. Согласно документу, хранению подлежат следующие сведения:
- идентификатор пользователя;
- сетевой адрес, с которого осуществлена регистрация пользователя, с указанием точного времени регистрации;
- информация, внесенная пользователем при регистрации;
- информация, автоматически переданная оператору компьютером пользователя;
- данные о фактах авторизации с указанием точного времени и сетевых адресов;
- информация, автоматически переданная оператору при авторизации;
- информация об изменении или дополнении адресов электронной почты и телефонов, указанных при регистрации;
- информация о платных услугах, оказанных пользователю, и об оплате таких услуг (валюта, сумма, номер транзакции, использованная платежная система и ее идентификаторы).
- информация о прекращении регистрации с указанием точного времени и сетевого адреса;
- факты приема, передачи и обработки текста, голосовой информации, изображений, звуков и иных сообщений (точное время, адресаты). Содержание сообщений при этом раскрываться не должно.
- Отдельный проект постановления Правительства РФ устанавливает процедуру внесения российских и иностранных юридических и физических лиц в реестр организаторов распространения информации. Для облегчения взаимодействия будет создан сайт по адресу www.97-fz.gov.rkn.ru (пока портал не функционирует). Согласно другому проекту подзаконного акта, через этот же сайт граждан и компании будут уведомлять об ограничении доступа к тому или иному ресурсу.
- Еще в одном проекте нормативного акта приводится список личных, семейных и домашних нужд, при которых может использоваться Интернет:
- приобретение знаний, умений, навыков, ценностных установок и опыта в целях интеллектуального, духовно-нравственного, культурного, творческого, физического и (или) профессионального развития (образовательные потребности);
- получение и применение новых знаний (научные потребности);
- творческая деятельность, в том числе создание компьютерных программ;
- приобретение товаров и услуг, трудоустройство;
- потребности, связанные с ведением домашнего хозяйства, садоводством, уходом за животными;
- получение информации о технических характеристиках и потребительских свойствах товаров, качестве услуг, результатах работ;
- организация досуга и воспитания детей.
- проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка информирования граждан (физических лиц) об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и функционирование которых обеспечивается организатором распространения информации в сети "Интернет";
- проект постановления Правительства РФ "О перечне личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет";
- проект постановления Правительства РФ "О порядке уведомления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций организатором распространения информации в сети "Интернет" о начале осуществления деятельности, а также ведения реестра организаторов распространения информации в сети "Интернет";
- проект постановления Правительства РФ "О Порядке хранения организаторами распространения информации в сети "Интернет" информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информации об этих пользователях, предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации";
- проект постановления Правительства РФ "О Порядке взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с организатором распространения информации в сети "Интернет" можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов.
Оператор распространения информации обязан в течение 30 дней после получения соответствующего запроса предоставить вышеперечисленные сведения компетентным органам. Если на запросе стоит пометка "срочно", срок сокращается до трех дней.
Для распространителей такого рода информации в законе предусмотрены менее строгие правила. Однако в проекте подзаконного акта подчеркивается, что данная информация не должна быть связана с общественно-политической тематикой, общественной деятельностью, соотноситься с интересами какого-либо юридического лица, быть направлена на неопределенно широкий круг лиц или адресована более чем 10 тыс. читателей.
На едином портале публикации проектов нормативных правовых актов можно ознакомиться с вышеперечисленными документами: