Медицинских работников могут обязать оказывать медпомощь табакозависимым гражданам
Практику применения "антитабачного" законодательства обсудили в Госдуме. В думском Комитете по охране здоровья при участии депутатов, сенаторов, представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, руководителей научно-исследовательских и лечебных учреждений, коммерческих и некоммерческих предприятий прошли парламентские слушания.
В ходе мероприятия первый заместитель председателя Комитета Николай Герасименко отметил, что Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" действует, что стало особенно заметно после вступления в силу соответствующих поправок в КоАП РФ и Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе". При этом, депутат считает, что органам местного самоуправления, мэрам городов необходимо самостоятельно координировать на местах работу по реализации положений "антитабачного" законодательства.
По словам депутата Госдумы Дмитрия Носова, в результате принятых антитабачных мер продажи американских и британских сигарет в России снизились на 8%. "Для них это означает потерю 15 млрд рублей. А для России это значит, что наши сограждане выкурили на 16 млрд. сигарет меньше, то есть в их легкие попало на 200 тонн меньше вредных смол", – отметил он. Также Носов предложил день вступления в силу "антитабачного" закона (1 июня) сделать днем независимости от международных табачных корпораций.
В свою очередь, помощник министра здравоохранения РФ Татьяна Клименко, наряду с эффективными запретительными и ценовыми мерами, призвала активизировать помощь тем, кто решил бросить курить. Она сообщила, что Минздрав России разрабатывает порядок оказания медпомощи по отказу от курения и при табачной зависимости, согласно которому все медицинские работники первичного звена должны будут оказывать такую помощь.
Напомним, что Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака предусматривает осуществление целого комплекса мер. В числе последних: установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах; ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия; регулирование состава табачных изделий; просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака; установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака; оказание гражданам медпомощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака; предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями; ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями; установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака (ст. 11 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака").
С 1 июня 2014 года полностью запрещено курение в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, в местах общественного питания и торговли, а продавать табачные изделия можно только в магазинах и павильонах. Кроме того, введена административная ответственность за нарушение правил продажи табачных изделий, курение в общественных местах, рекламу и спонсорство табака, а также за вовлечение несовершеннолетних в процесс курения.
В ходе парламентских слушаний отмечалось, что "антитабачный" закон с учетом поправок, вступивших в силу 1 июня, позволит каждый год сохранять 400 тыс. человеческих жизней. При этом, эффект от принятия антитабачных мер, по мнению участников дискуссии, будет заметен спустя несколько лет, поэтому признано нецелесообразным вносить какие-либо изменения в законодательство на данном этапе.
По итогам заседания Минздраву России рекомендовано ускорить принятие нормативных актов, необходимых для реализации законодательства по борьбе против табака, а Правительству РФ – рассмотреть возможность повышения акцизов на табачную продукцию.