В России могут ввести институт предварительного налогового разъяснения
В Госдуме обсудили основные направления налоговой политики в РФ на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Значимость публичного обсуждения отметил руководитель ФНС России Михаил Мишустин. "Выработка оптимальной налоговой политики, позволяющей даже в непростых экономических условиях формировать доходы бюджета страны, невозможна без публичного обсуждения и учета различных мнений и оценок всех участников этого процесса", – подчеркнул он.
В ходе слушаний были высказаны предложения по совершенствованию налогового администрирования. Среди них, в частности:
- введение в налоговое законодательство понятия "Личный кабинет налогоплательщика" и закрепление за ним статуса официального полноценного "канала связи" между налогоплательщиком и налоговым органом. Предполагается, что принятие этой инициативы позволит значительно сократить время и снизить трудозатраты налогоплательщиков на взаимодействие с налоговыми органами; сократить издержки налогового органа на обработку и анализ документов и информации, поступающих от налогоплательщиков; обеспечить качественный уровень налоговых услуг;
- введение института налогового консультирования. Речь идет о предоставлении налоговыми консультантами качественных, грамотных, доступных и материально гарантированных услуг всем желающим, а не только крупным компаниям;
- введение института предварительного налогового разъяснения (контроля). Его суть заключается в том, что налогоплательщик до заключения контракта или соглашения вправе обратиться в налоговый орган с запросом о согласовании налоговых последствий сделок, представив необходимые документы. Ожидается, что такая мера позволит налогоплательщику определиться с налоговыми последствиями сделки, разобраться в сложностях налогового законодательства, тем самым сократив свои налоговые риски, а также позволит налоговым органам проводить предварительный контроль деятельности налогоплательщика;
- закрепление в налоговом законодательстве прямого запрета на злоупотребление правами в сфере налогообложения, а также механизма оценки обоснованности получаемой налогоплательщиком налоговой выгоды. По мнению руководителя ФМС России, такие нормы могут стать реальным правовым механизмом, препятствующим использованию фирм-"однодневок" и уклонению от уплаты налогов и сборов;
- введение новой формы налогового контроля – горизонтального мониторинга, предусматривающего расширенное информационное взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами. Такой подход направлен на снижение налоговых рисков для налогоплательщиков, перераспределение внимания со стороны налоговых органов на недобросовестные компании, повышение уровня соблюдения налогового законодательства, возможность замены выездных налоговых проверок добросовестных налогоплательщиков новой формой контроля – постоянным налоговым мониторингом. Пилотный проект по такому мониторингу был запущен ФНС России в 2013 году.
По сообщению пресс-службы ФНС России, предложенные на публичном обсуждении идеи в части государственной политики в области налогов и сборов станут основой для формирования прогнозируемой и стабильной налоговой системы, инвестиционной привлекательности российской экономики и развития деловой среды.
Кроме того, участники слушаний проанализировали современное состояние налогового администрирования, отметили улучшение его качества. Так, в 2013 году ФНС России обеспечила прирост налоговых платежей в консолидированный бюджет страны на 3,4 % – 11,3 трлн руб. в условиях стагнации экономики при замедлении до 1,3% прироста ВВП в 2013 году. "За январь-апрель 2014 года в консолидированный бюджет РФ поступило 4,2 трлн руб., что на 12,6% больше показателей аналогичного периода 2013 года. Наблюдается положительная динамика налоговых платежей по всем видам налогов (налог на прибыль – 110,7%, НДС – 120,5%, НДФЛ – 107,3%, акцизы – 109,4%, НДПИ – 116,4%, имущественные налоги – 108,3%)", – сообщил Мишустин.
В целом указывается, что положения налоговой политики, которые готовятся Минфином России, позволяют ежегодно улучшать качество работы по налоговому администрированию.