Обычных и профессиональных водителей предлагается обучать по разным программам
Предпринимаются меры по совершенствованию порядка обучения водителей автомобилей. Соответствующие законопроекты, разработанные депутатом Александром Романовичем, внесены в Госдуму.
Предлагается разделить водителей, использующих транспорт в коммерческих целях или работающих по найму, и водителей, использующих автомобиль в личных целях. Для этого планируется дополнить Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" новой статьей, предусматривающей разделение существующего курса подготовки водителей на две программы обучения:
- программу для желающих получить право управления транспортными средствами в личных целях (ее предполагается отнести к "дополнительному образованию детей и взрослых");
- программу "профессионального обучения" водителей, предполагающую использование транспортных средств в целях получения дохода или работы по найму.
При этом, реализация образовательных программ в области подготовки водителей транспортных средств: должна включать в себя теоретическую и практическую подготовку по эксплуатации транспортных средств по видам категорий и подкатегорий в соответствии с программами; должна обеспечить наличие водительского стажа работы на транспортных средствах в объеме не менее, чем объем, требуемый международными договорами РФ.
Согласно проектируемой норме организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки водителей транспортных средств, должны иметь учебно-материальную базу, в том числе транспортные средства, требования к которым предусмотрены соответствующими профессиональными стандартами, типовыми основными программами профессионального обучения и типовыми дополнительными программами.
Разработку законопроектов автор объясняет необходимостью разделения обучения для водителей, получающих право управления транспортным средством, и обучения с целью получения профессии "водитель". Так, по словам депутата, понятие "профессиональное обучение" подразумевает овладение профессией, более детальное погружение в теоретические и практические навыки вождения. "Помимо изучения ПДД, правил оказания первой медицинской помощи и основ управления транспортным средством, профессиональное обучение (подразумевающее получение профессии "водитель") должно представлять из себя более глубокое изучение основ пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом, основ законодательства в сфере дорожного движения, психофизиологических основ деятельности водителя и т.д.", – считает Романович.
Автор законодательной инициативы утверждает, что аналогичный подход к обучению водителей автотранспортных средств используется во многих странах мира с высокими показателями безопасности дорожного движения (например, в Германии, Англии, Финляндии и т.д.).
Как отмечается в пояснительной записке к документу, введение в законодательство понятия "профессиональное обучение" обязывает всех водителей получать профессию, что ущемляет права граждан на свободу выбора образования и профессии. В свою очередь, принятие и реализация предложенных изменений позволит серьезно оздоровить ситуацию как на дорогах страны, так и в обществе в целом.
Текст законопроекта № 505404-6 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и законопроекта № 505410-6 "О дополнении статьей 88-1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и материалы к ним размещены на официальном сайте Госдумы.