Новости и аналитика Новости Закон о невозвратных билетах не нарушает права потребителей

Закон о невозвратных билетах не нарушает права потребителей

Закон о невозвратных билетах не нарушает права потребителейЗакон о введении в России так называемых невозвратных тарифов на авиаперевозки не нарушает права потребителей. К такому выводу пришли участники состоявшегося вчера в Общественной палате РФ круглого стола на тему: "Невозвратный авиабилет: за и против". 

Отметим, Федеральный закон "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"1 (далее – Закон), направленный, в частности, на совершенствование порядка возврата провозной платы при отказе пассажира от воздушной перевозки, был принят Госдумой 4 апреля текущего года. Напомним, одно из предлагаемых документом изменений заключается в том, что в случае если договор воздушной перевозки пассажира предусматривает условие о невозврате провозной платы при его расторжении, уплаченные пассажиром деньги за билет при его отказе от полета не возвращаются. В то же время в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с подтвержденной медицинской справкой болезнью самого пассажира или болезнью члена его семьи либо близкого родственника, который должен лететь вместе с ним, или в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, подтвержденной документально, провозная плата пассажиру возвращается, если перевозчик уведомлен об этих обстоятельствах до окончания времени регистрации пассажиров на конкретный рейс. Никакой разницы между договорами, предусматривающими невозврат платы, и договорами, его не предусматривающими, для этой ситуации Закон не устанавливает.

 

    ЦИТАТА

    Владислав Гриб
    Фото: oprf.ru

    Владислав Гриб, заместитель секретаря ОП РФ: 

    "Что обещают авиакомпании? Что будут низкие цены на невозвратный билет.

    Как это реально можно посчитать? Как будут отражаться эти невозвратные тарифы на цене реальных билетов, то есть он [невозвратный билет – Ред.] будет самым дешевым, или какой-то из 26 подклассов [именно столько подклассов цен на билеты существует, по данным авиакомпаний, в настоящее время – Ред.] будет все-таки дешевле, чем невозвратный билет?".


 

Предполагается, что предоставление российским авиакомпаниям права на применение невозвратных тарифов создаст условия для снижения цен на билеты. "Применение 30% невозвратных тарифов от всех установленных на маршруте воздушной перевозки тарифов позволит исключить из них риски, связанные с отказом пассажира от перевозки, снизив их уровень на 6,8 млрд руб. (30% от суммы рисков, связанных с отказом пассажира от перевозки, учитываемых российскими авиакомпаниями при формировании тарифов)", – отмечается в пояснительной записке к законопроекту, на основе которого был принят Закон.

Заместитель начальника Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Светлана Мухина подчеркнула, что предусмотренная документом возможность покупки невозвратных билетов – это дополнительное право пассажира, а не ущемление прав, уже существующих. В каждом конкретном случае потребитель сможет выбрать: подстраховать себя на случай того, что по каким-то причинам полететь он не сможет, либо купить билет по более дешевому невозвратному тарифу.

Однако представители межрегиональной общественной организации "Союз пассажиров" высказали свое опасение по поводу того, позволит ли введение невозвратных тарифов действительно существенно снизить цены на такие билеты, и не приведет ли оно к росту цен на обычные билеты. Кроме того, они отметили, что необходимо создать некую прозрачную систему мониторинга тарифов, чтобы пассажиры видели, как изменяются цены на билеты и за счет чего происходит их снижение или повышение.

 

    ЦИТАТА

    Кирилл Янков
    Фото: sopass.ru

    Кирилл Янков, председатель межрегиональной общественной организации "Союз пассажиров": 

    "Вопрос заключается в отсутствии какого-либо прозрачного мониторинга цен на авиабилеты. Это хорошо, что тарифы устанавливают сами авиакомпании, это конкурентный рынок, у нас монополизации нет, и это хорошо. Но надо понимать, что за последние 15 лет тарифообразование в области авиаперевозок радикально изменилось. 15 лет назад я улетал куда-то за границу, и был годовой тариф: в рамках года можно было бесплатно менять даты вылета, причем неограниченное число раз. Сейчас огромное количество тарифов, ставки тарифов меняются, авиакомпания может в разные числа один и тот же вид тарифов продавать по разной стоимости, и это превратилось в кошмар.<...>

    В нынешней ситуации в России остро недостает объективного мониторинга цен на авиабилеты, которому доверяла бы общественность. Ни один государственный орган такой мониторинг не ведет: ни ФАС, ни ФСТ, ни Росавиация, ни Роспотребнадзор – это ни на кого не возложено. Если бы у нас был какой-нибудь относительно независимый союз авиаперевозчиков, и он бы вел такой объективный мониторинг, может быть мы ему бы тоже поверили, но его нет".



Представители авиакомпаний отметили, что готовы показать гражданам реальные тарифы. Они подчеркнули, что у всех перевозчиков есть открытые балансы, в которых указана выручка за перевозки, поделив которую на пассажиро-километры (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние их перевозки, выраженное в километрах), можно рассчитать средний тариф. Тем не менее, авиакомпании готовы обсудить возможность предоставления данных о тарифах в какой-то иной форме, более понятной потребителям. К слову, ОП РФ предложила себя в качестве площадки, на базе которой будет создан некий ресурс с такой информацией.

Говоря о введении невозвратных тарифов, представители авиакомпаний сообщили, что оно не сильно повлияет на их деятельность. "Мы говорим человеку о том, что у него есть возможность за счет своей определенности, а, как правило, люди хорошо планируют – отличие бизнеса от личных поездок состоит в том, что личные поездки все-таки планируются заранее, тщательно продумываются, ассоциируются с бронированием отелей, сбором родственников и так далее. Если у человека есть определенность, и он не готов доплачивать за то, чтобы у него была возможность поменять время вылета или дату, в любой момент прийти и получить билет на самолет, то, конечно, это достаточно существенным образом будет экономить его средства. Насколько существенно? Ну вот у нас процент возврата билетов – 7%, то есть примерно 7% людей отказываются от поездки. Это не очень много, то есть, на самом деле, нужно понимать, что речь не идет обо всех пассажирах – только для этих 7% это [введение невозвратных тарифов – Ред.] будет важно", – пояснил заместитель генерального директора по производству ЗАО "Группа компаний "С7" Антон Еремин.

Председатель совета директоров указанного акционерного общества Наталия Филева отметила, что говорить сейчас о том, сколько невозвратных билетов будет приобретаться пассажирами, нельзя. С момента их введения должен пройти как минимум год, поскольку летом и зимой могут получиться совершенно разные показатели. Как правило, на лето приходится сезон отпусков, то есть тщательно спланированных полетов, поэтому можно предположить, что количество реализуемых невозвратных билетов будет гораздо больше, чем зимой. Также Филева подчеркнула, что невозвратные тарифы, в случае введения их хотя бы одной авиакомпанией, будут вводиться и другими, поскольку это будет влиять на их конкурентноспособность. Именно поэтому, по ее мнению, не нужно устанавливать какие-либо строгие показатели оборота невозвратных тарифов – перевозчики смогут определить оптимальные цифры в зависимости от спроса.

В то же время представители авиакомпаний подчеркнули, что снижение цен на невозвратные билеты может быть не очень существенным, чтобы не пришлось поднимать цены на обычные билеты. Они отметили, что за последние три года тарифы (в рублях) на авиаперевозки не увеличивались вообще, притом что прямые эксплуатационные расходы компаний выросли на 15-20%. Пока перевозчикам удается не повышать цены, используя, например, такие способы, как увеличение налета – увеличение количества и продолжительности рейсов для каждого самолета – и снижение агентской комиссии за счет роста объемов интернет-продажи билетов (такая форма покупки билетов в последнее время набирает популярность, поэтому необходимость в посредниках – агентах – резко сокращается). Однако такие меры невозможно применять постоянно.

Одно только введение невозвратных тарифов, устраняющее некоторые риски авиакомпаний, не сможет обеспечить их нормальное функционирование. Для улучшения ситуации с регулированием тарифов на перевозки необходимо пересматривать составные части себестоимости билетов, подчеркнул Владимир Андреев, советник генерального директора авиакомпании "ЮТэйр". Наталья Филева также отметила, что многие проблемы в сфере авиаперевозок возникают в связи с отсутствием четкого понимания: что авиакомпании могут регулировать сами, а что относится к компетенции государства. Нашей стране, по ее словам, необходимы механизмы регулирования роста и оздоровления бизнеса в этой сфере. Пока же авиакомпании очень сильно ограничены в своей деятельности. Так, у перевозчика отсутствует элементарная возможность объединить два рейса в случае, например, технических неполадок самолета или плохих погодных условий. Также большие убытки компании терпят в связи с возмещением убытков пассажирам, компенсировать которые, по сути, должны аэропорты (за утерю багажа, к примеру). Еще одна проблема, которая влечет за собой огромные убытки для перевозчиков, – плохое качество взлетно-посадочных полос, из-за которого страдают детали самолетов (начиная от шасси и заканчивая двигателями), а также маленькая пропускная способность аэропортов. Все это влияет и на качество предоставляемых авиакомпаниями услуг, и на стоимость перевозок.

В заключение члены ОП РФ заявили о необходимости проведения общественных слушаний, посвященных формированию тарифов на авиаперевозки, на которые будут приглашены представители авиакомпаний, общественности и органов власти, занимающихся правовым регулированием в этой сфере (Минтранса России, Росавиации).

 

 Документы по теме:  Новости по теме:

 

 

Материалы по теме:

Чудеса на виражах, или Помогут ли "невозвратные" билеты снизить цену на авиаперевозки

11 октября 2013
Чудеса на виражах, или Помогут ли "невозвратные" билеты снизить цену на авиаперевозки
По оценке Министра транспорта РФ Максима Соколова, средний тариф экономкласса по внутрирегиональным авиалиниям туда и обратно у нас составляет 23,2 тыс. руб., что эквивалентно среднемесячной заработной плате. За рубежом размер стоимости перевозки на борту региональной авиакомпании туда и обратно не превышает 5% среднемесячной заработной платы населения. О том, позволят ли предлагаемые в Воздушный кодекс РФ поправки о введении "невозвратных" авиабилетов снизить цену на воздушные перевозки, какие факторы влияют на ценообразование на российском авиарынке и каким образом сегодня можно сэкономить на перелете, читайте в нашем материале.

 

 

 

 

 

_________________________

1 Законопроект № 462391-6, на основе которого принят Закон, и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.