Темпы роста ВВП в 2014 году могут приблизиться к нулю
Глава Минфина России Антон Силуанов, выступая на расширенной коллегии ведомства, проанализировал основные итоги экономической политики прошлого года и наметил приоритеты на 2014 год.
Так, руководитель Минфина России сообщил, что в 2013 году бюджет выполнил все взятые обязательства, сохранена его сбалансированность, реализован ряд важных структурных реформ в сфере налогового и финансового регулирования. В отчетном году бюджет был полностью исполнен в условиях пересмотра макропрогноза с роста ВВП по первоначальному плану с 4% до 1,3% по факту. В числе значимых результатов 2013 года он также отметил: переход на программный принцип составления бюджета; начало реализации принципа долгосрочного бюджетного планирования; внесение комплексных поправок в законодательство, реализующих новые подходы к государственному и муниципальному финансовому контролю; формирование нормативной правовой базы работы единого регулятора финансовых рынков на базе Банка России, оздоровления системы НПФ, гарантирования пенсионных накоплений и т.п.
Также глава ведомства оценил условия, в которых Минфин России будет работать в 2014 году. Так, он прогнозирует рост ВВП на уровне 0,5%, не исключая и его нулевой показатель.
В современных условиях в качестве ключевых задач Минфина России определены: обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов; обеспечение устойчивости региональных и муниципальных финансов; создание стимулов при реализации налоговой политики; продолжение реформы финансовых рынков, банковской, страховой деятельности, схем инвестирования и защиты пенсионных накоплений; совершенствование систем бухгалтерского учета и аудита; реализация принципов открытости и прозрачности управления общественными финансами.
В частности, планируется:
- принять мораторий на установление новых налоговых льгот, приводящих к выпадающим доходам консолидированных бюджетов субъектов;
- поэтапно ввести налог на недвижимость для физических лиц начиная с 2015 года. Введение налога предусматривается осуществлять по решению региональных властей в течение пяти лет. В результате потенциальное количество объектов налогообложения увеличится в два раза, а сумма поступлений составит порядка 140 млрд. руб., что в 3,5 раза превышает объем от налога на имущество физических лиц и земельного налога;
- закрепить за региональными и муниципальными властями права по выявлению объектов недвижимости, доведению соответствующей информации до регистрирующих и налоговых органов, а уведомлений и требований об уплате налогов – до налогоплательщиков;
- изменить порядок льготного налогообложения движимого имущества;
- повысить самостоятельность регионов (путем сокращения в новом бюджетном цикле количества субсидий, смягчения требований к субсидируемым мероприятиям до уровня софинансирования регионов не более 30%, расширения прав регионов при предоставлении социальной поддержки гражданам, разрешить применять принцип нуждаемости и т.п.
Кроме того, в этом году будут предприниматься меры по интеграции в финансовую систему новых субъектов РФ – республики Крым и города Севастополь. Предстоит обширная работа по бюджетному, налоговому, банковскому, страховому и другим направлениям. При этом, на указанных территориях уже работает федеральное казначейство, создаются другие территориальные органы. Бюджеты новых регионов предполагается сделать полноценными участниками российской бюджетной системы уже в текущем году.
В области налоговой политики помимо традиционной задачи обеспечения доходной части бюджета поставлена задача активного использования налоговых стимулов для ускорения экономического роста. Так, предусмотрено установление двухлетних налоговых каникул для впервые зарегистрированных предпринимателей; упрощение регистрации и уплаты налоговых платежей для работающих по патенту; определение порядка работы территорий опережающего развития на Дальнем Востоке с установлением льготного налогового режима для инвесторов.
В свою очередь, в области реформирования финансовых рынков в этом году основной задачей является создание национальной платежной системы и формирование внутренних источников финансирования долгосрочных инвестиций. Источником финансового ресурса экономики должны стать средства накопительной пенсионной системы. Еще одним шагом совершенствования регулирования финансовых рынков будет реформирование порядка реализации прав акционеров и держателей облигаций. Предполагается разрешить раскрытие информации и осуществление всего комплекса корпоративных действий (например, участие в собрании акционеров, голосование, реализация права преимущественного приобретения акций) наиболее удобным для инвестора способом (в том числе – по сети интернет).
В части реформирования страховой системы Минфином России разработаны поправки в законодательство об ОСАГО, которые предусматривают увеличение размера страховых выплат примерно в 3,5 раза, введение мер по защите прав автовладельцев, а также мер, направленных на улучшение взаимодействия участников ДТП со страховщиком при оформлении документов без участия сотрудников полиции.