Новости и аналитика Новости ОП РФ считает законопроект об основах общественного контроля готовым к принятию в первом чтении

ОП РФ считает законопроект об основах общественного контроля готовым к принятию в первом чтении

ОП РФ считает законопроект об основах общественного контроля готовым к принятию в первом чтенииОбщественная палата РФ считает, что законопроект об основах общественного контроля1 (далее – Законопроект) должен быть принят Госдумой в первом чтении, однако ко второму чтению в него необходимо внести существенные поправки. К такому мнению пришли участники состоявшихся вчера в ОП РФ общественных слушаний данного документа.

Напомним, Законопроект был внесен в Госдуму 12 марта текущего года Президентом РФ. Он устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, а также иных органов и организаций. В случае его принятия изменения будут внесены в 25 федеральных законов. Отметим, что Владимир Путин в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. призвал все общественные и правозащитные организации активно включиться в подготовку этого документа. 

Открывая слушания, первый заместитель секретаря ОП РФ Михаил Островский напомнил, что работа над документом ведется уже около трех лет. Необходимость его разработки была определена, в частности, Указом Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции". За это время было подготовлено уже несколько вариантов документа, в том числе и альтернативный законопроект Совета по правам человека и развитию гражданского общества при Президенте РФ (далее – СПЧ). Однако документ, который в итоге был направлен в Администрацию Президента РФ и стал основой для Законопроекта, представляет собой объединенный проект и отражает единую точку зрения ОП РФ, СПЧ и большинства общественных советов при министерствах и ведомствах. По словам Михаила Островского, из более чем 200 замечаний и предложений, поступивших в палату по поводу Законопроекта, учтено было 164.

Один из разработчиков документа – Председатель Комиссии ОП РФ по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ Иосиф Дискин – подчеркнул, что Законопроект закрепляет только основы, без учета специфики, поэтому в дальнейшем предстоит разрабатывать еще большое количество нормативных актов. Самое важное в нем – то, что он предусматривает формирование института общественной экспертизы. На практике такая экспертиза уже осуществляется, в частности, общественными советами при министерствах и ведомствах, однако процедура ее осуществления недостаточно урегулирована. Кроме того, в случае принятия на основе Законопроекта соответствующего закона, в КоАП РФ будет закреплена ответственность за нарушение норм, касающихся общественного контроля. 

 

    ЦИТАТА

    Иосиф Дискин
    Фото: oprf.ru

    Иосиф Дискин, председатель Комиссии ОП РФ по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ, член Совета по правам человека и развитию гражданского общества при Президенте РФ:

    "Это была действительно настоящая общественно-политическая борьба, так, как это и должно быть в демократическом обществе... Выдвижение президентом проекта данного закона является выражением доверия высшей государственной власти гражданскому обществу. Все споры относительно того, что развитие общественного контроля приведет к дезорганизации системы государственного управления, они остались позади, нам удалось убедить, что сегодняшнее гражданское общество России достаточно зрелое и ответственное, что принятие данного закона только повысит эффективность государственного управления и взаимодействия между властью и обществом"


 

Следует отметить, что Законопроект в том виде, в котором он внесен в Госдуму, вызвал споры по некоторым вопросам среди общественников. Одно из самых проблемных его положений – о субъектах общественного контроля. Согласно документу, ими могут быть: ОП РФ, общественные палаты регионов, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти и общественные советы при органах исполнительной власти субъектов РФ. Ряд экспертов настаивает на том, чтобы данный перечень был дополнен некоммерческими организациями (далее – НКО). Так, председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова отметила, что к общественному контролю обязательно должны быть допущены НКО и другие общественные объединения. При этом, по ее мнению, можно предусмотреть процедуру аккредитации в качестве общественных контролеров. Также она предложила подумать о том, как новый закон, в случае его принятия, будет соотноситься с уже существующими принципами общественного контроля, например с нормами работы общественных советов.

Заместитель Председателя Госдумы Сергей Железняк подчеркнул, что необходимо установить, кто и каким образом будет определять состав общественных советов и комиссий и проверять результаты общественной экспертизы. Также, по его мнению, в законопроект необходимо включить нормы о публичном отчете органов контроля и требования к СМИ, которые будут публиковать результаты как контрольных мероприятий, так и мер реагирования органов власти.

 

    ЦИТАТА

    Сергей Железняк
    Фото: duma.gov.ru

    Сергей Железняк, заместитель Председателя Госдумы:

    "На сегодня де-факто огромное количество элементов общественного контроля так или иначе существует. Часть из них существует в рамках правового поля, часть существует в рамках, скажем так, привязки к тем или иным правовым нормам действующих законов. И наша задача основная, я считаю, в том числе и задача Общественной палаты и Федерального Собрания РФ, в том, чтобы все-таки выстроить систему общественного контроля, для того чтобы, с одной стороны, у людей сложилось ясная картина того, какими правами и возможностями они обладают, во-вторых, у органов власти не было возможности, используя несовершенство законодательства, увиливать от взаимодействия с институтами общественного контроля и не обращать внимания на те процедуры, которые связаны с осуществлением этой деятельности, и третье – для того, чтобы общество по понятным каналам имело достаточное представление о результатах осуществления общественного контроля"


 

Председатель Комиссии ОП РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева заявила, что считает неправильным отсутствие в Законопроекте возможности привлекать профессиональных экспертов к мероприятиям по осуществлению общественного контроля. По ее мнению, в некоторых сферах общественнику без специальных знаний разобраться просто невозможно. Также непонятен для нее статус общественного инспектора, в связи с чем она предлагает уточнить требования к этому лицу, в том числе квалификационные. Кроме того, она также выступила в поддержку расширения перечня субъектов общественного контроля. 

 

    ЦИТАТА

    Светлана Разворотнева
    Фото: oprf.ru

    Светлана Разворотнева, председатель Комиссии ОП РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:

    "Тот список, который содержится в законе, даже при заявленных принципах, уж очень куцый.

    Что делать тем гражданам, которые, может быть, даже не самостоятельно, но объединившись в некие профильные НКО, уже ведут деятельность по защите прав граждан?

    Представляется, что, может быть, не в полном объеме, но хотя бы частично профильным НКО отдельные функции общественного контроля надо дать. Да, может быть, право инициировать общественные проверки надо сделать прерогативой общественных палат, но, извините меня, лишать НКО возможности мониторинга общественного –  этого действительно никто не поймет" 


 

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Борис Альтшулер согласился с тем, что нужно отдельно подумать о том, как будут формироваться органы общественного контроля. Также он считает, что субъекты общественного контроля должны иметь право формировать профильные общественные наблюдательные комиссии по разным направлениям, а также приглашать внешних профессиональных аудиторов. Более того, по его мнению, необходимо проработать вопрос о финансировании контрольных мероприятий и создании Национального центра общественного контроля при ОП РФ.

 

    ЦИТАТА

    Борис Альтшулер
    Фото: oprf.ru

    Борис Альтшулер, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан:

    "Я, на самом деле, согласен с тем, что нельзя устраивать проходной двор из общественного контроля... Общественный контроль – это функция невероятно ответственная. Люди, имеющие доступ к различной информации, в том числе и к персональной, они должны нести такую же ответственность, включая ответственность по Уголовному кодексу, за разглашение персональной информации, как и любые должностные лица, даже если они общественники, потому что они наделены федеральным законом этой особой функцией"


 

Некоторые участники слушаний предложили исключить из Законопроекта ч. 3 ст. 2, согласно которой действие документа не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах, поскольку не ясно, чем вызвано такое исключение. Также сомнения у них вызывает предусмотренная документом иерархия субъектов контроля: инициаторов, организаторов и обычных участников. Эксперты считают, что все субъекты должны быть наделены равными правами независимо от того, какие функции они будут выполнять на практике. Кроме того, они подчеркивают необходимость обучения общественных контролеров и установления для них специальной ответственности.

Отметим, что единственный общественный совет при министерстве, который высказался против принятия Законопроекта, – это Общественный совет при ФНС России. Его представитель Артем Кирьянов заявил, что документ содержит очень много неточностей и ошибок. "К сожалению, этот закон с нашей точки зрения абсолютно недостаточен, но есть перспектива... подумать о том, чтобы кодифицировать общественный контроль, потому что, как мы видим из проекта данного закона, он требует принятия закона об общественной экспертизе, закона об общественных инспекциях и прочих. То есть, если мы системно проработаем вопрос, сделаем кодекс законов об общественном контроле, тогда это может быть какие-то механизмы в жизнь внесет", – заключил он. 

Подводя итоги слушаний, Михаил Островский подчеркнул, что ОП РФ рекомендует Законопроект к принятию Госдумой в первом чтении, однако ко второму чтению обязательно предложит поправки. Примерный их список на данный момент выглядит следующим образом:

  • вернуть в Законопроект норму об общественном интересе (о действиях общественных контролеров в защиту общественного интереса);
  • прописать в документе процедурные нормы (хотя бы самый минимум);
  • расширить перечень субъектов общественного контроля за счет включения в него НКО. При этом обязательно предусмотреть процедуру, например, разрешительной аккредитации профильных НКО при ОП РФ и региональных общественных палатах.

Кроме того, палата выступает за создание единого информационного ресурса общественного контроля при ОП РФ. 

_________________________

1 Законопроект № 471327-6 "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" размещен на официальном сайте Госдумы.

 

Документы по теме:  Новости по теме: