В России может быть введен единый идентификационный номер иностранца (ИНИ)
В Общественной палате РФ (ОП РФ) прошло обсуждение вопросов налогообложения и социального страхования мигрантов, организованное Комиссией по межнациональным отношениям и свободе совести ОП РФ совместно с Комиссией по миграционным вопросам при Президенте РФ и рядом других организаций. Ключевым стал вопрос, связанный с персонификацией и контролем уплаты налогов иностранными гражданами.
В частности, одной из рекомендаций в адрес ФМС России, включенных в проект резолюции, стало введение для этих целей единого идентификационного номера иностранца (ИНИ).
"Наши предложения очень простые – использовать систему, которая существует в других странах и которая основывается на очень простой вещи: контроль ведется централизованно, в единой базе данных, и эта база данных ведется одним ведомством. Не десятью, как у нас, а одним. Например, в США каждый гражданин имеет один только номер. Мы сейчас посчитали, у нас каждый из нас имеет порядка десяти номеров: паспортные номера, пенсионного страхования, медицинского и так далее. В США один только номер социального страхования, и он применяется во всех документах. Наши предложения: во-первых, ввести единую систему учета и закрепить ее за налоговой службой и ввести единый номер иностранца, и все ведомства, кому это нужно, в эту базу смогут обращаться автоматически без всяких запросов, без всяких согласований, без соглашений", – отметил автор инициативы, заведующий кафедрой налогового администрирования и бухгалтерского учета НОУ "Московский налоговый институт" Владимир Кашин.
Также, по его мнению, крайне неудобной является действующая система, при которой иностранец, приезжающий работать по найму в российскую организацию, полгода считается нерезидентом (налог исчисляется по ставке 30%), а через полгода, когда он становится резидентом, и приходится сумму налога пересчитывать.
"Ни в одной стране развитой такого нет. На самом деле человек, приехавший на работу, считается постоянным жителем этой страны с первого дня, когда он начинает работать. Мы об этом много раз говорили, однако Минфин России пока ничего с этим сделать не может. Это очень неприятная и неудобная система для всех", – отметил Владимир Кашин.
Кроме того, по его оценке, порядка 15-17 млрд. долл. в год мигранты отправляют из России. При этом вопрос о том, как эти деньги облагаются налогами, не ставится. Хотя в США, любой денежный перевод за границу (если он не связан с товарной поставкой, с коммерческим контрактом или с оплатой какой-то услуги) облагается по ставке 33%, а в Германии – 25%.
"Если потом гражданин докажет, что он с этих доходов уже заплатил налог, то ему эта сумма зачитывается в порядке взаимозачета, но автоматически – берется налог. У нас вы можете перевести любую сумму за границу и не платите никакого налога, контроля не существует", – пояснил Владимир Кашин.
Вместе с тем, по его мнению, необходимо дополнить НК РФ главой "Внешняя налоговая политика", регулирующей налоговые отношения с участием иностранного элемента.
"Такой раздел есть в налоговом кодексе Германии, Франции, других стран. И мы тогда могли бы нормализовать порядок не только учета, но и налогообложения мигрантов", – заключил он.
Также в ходе мероприятия обсуждался и другой вариант контроля налогов и сборов иностранных граждан – посредством персонификации платежных документов по НДФЛ (возможно, введения новой формы 5-НДФЛ) и установления квартальной отчетности по данному налогу.
"Сейчас налог уплачивают налоговые агенты, но общим платежным поручением <…> Общая платежка одной суммой, персоналий нет. Если мы даже из ФМС России возьмем данные, что граждане приехали к нам и должны уплачивать налог, то получив платежное поручение мы увидим сумму, а кто сколько – в конце года будут сведения. Конечно, существует система штрафов, но штраф мы можем начислить только когда прошла выездная налоговая проверка, а выездной проверкой у нас охватывается 0,8%. Понятно, что малое количество проверок компенсируется их результативностью, и в этом смысле мы опираемся на камеральные проверки, но у нас нет в этом только одного – отчета по персоналиям, как уплачивается НДФЛ до истечения года", – пояснила профессор кафедры "Налоги и налогообложение" Финансового Университета при Правительстве РФ Татьяна Зверева.
Кроме того, она отметила проблему, связанную с уплатой налогов иностранными гражданами при работе на основе патента. Так, патент оплачивается в сумме 1000 руб. (авансовый платеж). По результатам деятельности иностранный гражданин должен подать декларацию, и если его доход был выше – доплатить соответствующую сумму налога, что во многом зависит от добропорядочности иностранного гражданина.
"Стоимость патента определяться должна определенным регионом и должна быть различной в каждом регионе, понятно, что патент выдается на осуществление трудовой деятельности в этом регионе, и таким образом мы бы могли регулировать миграцию. Где мы желаем ее, патент может быть 1000 руб., как сейчас существует, где не желаем, можно его и поднять", – предложила также Татьяна Зверева.
Как в свою очередь отметила заместитель начальника Управления налогообложения имущества и доходов физических лиц ФНС России Елена Смирнова, на данный момент подготовлен проект федерального закона, предусматривающий, что иностранные граждане смогут получать патенты для работы у юридического лица. Последнее должно будет в качестве налогового агента исчислить, удержать и перечислить налог в бюджет того или иного субъекта РФ. Также предусматривается и возможность дифференциации авансового платежа по субъектам РФ. Помимо этого, по ее мнению, перечисление НДФЛ персонально – не очень удобно с точки зрения администрирования. Однако, если Минфин России даст соответствующую установку, то ФНС России сможет организовать поквартальную отчетность по НДФЛ для иностранных граждан.
В ходе мероприятия также была озвучена проблема учета иностранных граждан, работающих на основании патента, так как на данный момент пролонгация срока их временного пребывания происходит путем оплаты продления патента.
"Полицейский его останавливает, он показывает ему патент и ворох квитанций. Что это значит и как быть?", – прокомментировал ситуацию президент фонда "Миграция XXI век" Вячеслав Поставнин.
По его мнению, сбор налогов с иностранных граждан – это ресурс для развития общества и страны. По оценке Вячеслава Поставнина, на данный момент недособирается налогов до 400 млрд руб. в год, так как действующие институты не способны обеспечить учет и собираемость налогов с иностранных граждан.
"Нужно ставить остро вопрос о расширении инфраструктуры ФМС России или передать полномочия по созданию регистра по иностранным гражданам пограничной службе, ФНС России", – отметил он.
МНЕНИЕ
Вячеслав Поставнин, президент фонда "Миграция XXI век":
"Вообще это вопрос денег. Как ни крути, вся миграция – ее в конечном итоге можно свести к национальной тематике, но это объекты собственности будут, либо к финансам. Если люди знают, что благодаря этим мигрантам у них проезд бесплатный или медицинское обслуживание дешевое, так они и относится к ним буду по-другому. Здесь, мне кажется, вопрос сбора налогов гораздо шире и важнее и к нему нужно относиться принципиально.
Фото: mirpal.org
Говоря и социальной поддержке иностранных граждан, в частности, президент Московского общества трудового права и права социального обеспечения Константин Крылов отметил, что крайне важным в данной сфере является заключение двусторонних международных соглашений, многосторонних соглашений и имплементации норм международного права в российское законодательство. Так, по его словам, по состоянию на начало 2014 года в России не ратифицировано ни одного международного акта ни по вопросам социального обеспечения вообще (в том числе и в отношении российских граждан), ни в области миграции. Тем не менее, он отметил имеются определенные положительные тенденции в данном вопросе.
"В первые, накануне Нового Года, 25 декабря, три стороны-подписанты генерального соглашения (правительство, профсоюзы и работодатели) договорились о том, чтобы рассмотреть в ближайшие три года весь комплекс международных актов, регламентирующих с одной стороны миграцию, с другой стороны впервые поставлен вопрос о рассмотрении всего комплекса актов, которые регламентируют социальное обеспечение", – заявил Константин Крылов.
Помимо этого, в ходе мероприятия прозвучали предложения о введении для иностранных граждан единой электронной карты, которая сочетала бы в себе паспорт, банковские приложения для заработной платы, медицинскую страховку, разрешение на работу. Такая карта сможет проверяться полицейскими по соответствующим базам данных, а также обеспечивать безналичную форму получения мигрантами зарплаты, что обеспечит защиту от невыплат и прозрачность для контролирующих органов. Также была отмечена необходимость распространения системы обязательного медицинского страхования на иностранных граждан.