Определены правовые основы предоставления статуса национального бизнеса в России
Предпринимаются меры по созданию правовых основ обеспечения экономического суверенитета РФ и устойчивого развития российской экономики путем формирования системы государственных гарантий и мер государственной поддержки национально-ориентированному бизнесу. Соответствующий законопроект, разработанный группой депутатов, внесен в Госдуму.
Подготовлен проект закона "О статусе национального бизнеса в Российской Федерации", направленный на регулирование отношений, связанных с возникновением и прекращением статуса национального бизнеса на территории РФ, ведением единого государственного реестра национального бизнеса, а также определение основных форм господдержки субъектам, обладающих таким статусом.
Согласно документу статусом национального бизнеса признается специальный правовой режим российских юридических лиц – коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Такой правовой режим коммерческой организации предполагается подтверждать внесением сведений о такой организации в единый государственный реестр национального бизнеса.
Предлагается введение ограничения по предоставлению статуса национального бизнеса юридическим лицам, в которых доля иностранных физических или юридических лиц превышает 10% уставного (складочного) капитала или в отношении которых установлен иной вид контроля со стороны иностранных физических или юридических лиц.
Определены основы государственной политики в сфере поддержки субъектов, обладающих статусом национального бизнеса. В числе мер поддержки, в частности, предусмотрены:
- применение специального льготного налогового режима;
- установление ограничений по размеру процентных ставок при кредитовании;
- предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, а также части затрат по лизинговым платежам;
- предоставление государственных и муниципальных гарантий;
- предоставление преимущественного права при проведении приватизации и заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества;
- предоставление преимущественного права при выделении земельных участков;
- установление ограничений по размеру тарифов на предоставление услуг субъектами естественных монополий;
- формирование условий для применения федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов федерации и органов местного самоуправления упрощенных разрешительных и регистрационных процедур и иные меры поддержки.
При этом, в отношении юридических лиц, сведения о которых исключены из единого государственного реестра национального бизнеса, прекращаются меры господдержки. Также определен механизм возврата средств и имущества, переданных таким лицам в качестве государственной поддержки.
Предусмотрена возможность создания юридическими лицами, обладающими статусом национального бизнеса в РФ, объединений в форме ассоциаций (союзов) и некоммерческих партнерств. Такие объединения могут быть образованы по территориальному, отраслевому, межотраслевому или иным признакам.
Кроме того, проект содержит предложения по изменению отдельных положений Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях реализации задач по государственной поддержке субъектов, обладающих статусом национального бизнеса в РФ.
Действие предлагаемых норм планируется распространить на правоотношения с 1 января 2014 года.
Текст законопроекта № 478177-6 "О статусе национального бизнеса в Российской Федерации" и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.