Ранее судимым лицам могут разрешить усыновлять детей
Перечень лиц, которым запрещено быть усыновителями, могут расширить. Соответствующий проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации" размещен на едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.
Предлагается разграничить в Семейном кодексе РФ (далее – Кодекс) категории лиц, в отношении которых установлен безусловный запрет на усыновление, и лиц, которые в некоторых случаях могут быть усыновителями. Так, перечень лиц, которым запрещается быть усыновителями (помимо указанных в Кодексе) предполагается дополнить лицами:
- имеющими или имевшими судимость, подвергающимися или подвергавшимися уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар), против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, относящиеся к категориям тяжких и особо тяжких преступлений, а также за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности независимо от степени их тяжести;
- имеющими неснятую или непогашенную судимость либо подвергающимися уголовному преследованию за преступления небольшой и средней тяжести из перечня указанных преступлений.
Помимо этого, предусмотрено право суда при вынесении решения об усыновлении ребенка отступить от запрета на усыновление для лиц, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, относящиеся к категориям преступлений небольшой и средней тяжести, в случае их признания судом не представляющими опасности для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого.
При этом, при вынесении решения об усыновлении ребенка судом планируется оценивать, в том числе с учетом совершения или возможного (в случае прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям) совершения указанными лицами преступления, насколько усыновление ребенка конкретным лицом соответствует цели максимальной защиты прав и законных интересов усыновляемого, обеспечения его полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития без риска быть подвергнутым опасности.
Необходимость внесения предлагаемых изменений разработчики проекта связывают с признанием отдельных положений корректируемой нормы Кодекса неконституционными. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 января 2014 г. № 1-П "По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева" установлено, что абзац 10 п. 1 ст. 127 Семейного кодекса РФ не соответствует отдельным нормам Конституции РФ в той мере, в какой предусмотренный им запрет на усыновление детей распространяется на лиц, имевших судимость за указанные преступления (за исключением относящихся к категориям тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности независимо от степени тяжести), либо лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с преступлениями, не относящимися к категориям тяжких и особо тяжких, а также преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности, было прекращено по нереабилитирующим основаниям, – постольку, поскольку в силу безусловного характера данного запрета суд при рассмотрении дел об установлении усыновления, в том числе в случаях, когда потенциальный усыновитель (при наличии фактически сложившихся между ним и ребенком отношений и с учетом характера совершенного им или вменявшегося ему деяния) способен обеспечить полноценное физическое, духовное и нравственное развитие усыновляемого ребенка без риска подвергнуть опасности его психику и здоровье, не правомочен принимать во внимание обстоятельства совершенного преступления, срок, прошедший с момента его совершения, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, а также иные существенные для дела обстоятельства.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, он направлен на обеспечение баланса конституционно значимых ценностей применительно к ограничениям прав на усыновление детей для лиц, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, относящиеся к категориям преступлений небольшой и средней тяжести. При определении такого баланса суд должен особое значение придавать интересам усыновляемого ребенка.