Новости и аналитика Новости Законопроект о банкротстве физических лиц теряет свою социальную направленность

Законопроект о банкротстве физических лиц теряет свою социальную направленность

На сегодняшний день позиция государственных и общественных институтов по защите прав потребителей значительно ослаблена. Связано это, в частности, с тем, что Роспотребнадзор практически выпал из поля борьбы за права потребителей. Об этом сегодня в ходе пресс-конференции в РИА Новости, приуроченной к Всемирному дню защиты прав потребителей (отмечается 15 марта), сообщил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. По его мнению, тот факт, что у ведомства пока нет руководителя [напомним, в октябре 2013 года Анна Попова назначена временно исполняющей обязанности руководителя Роспотребнадзора. – Ред.], не позволяет ему проводить активные кампании. Так, Роспотребнадзор не участвует в отстаивании прав потребителей в рамках деятельности Правительства РФ, в связи с чем в ряд проектов федеральных законов предлагаются поправки, не учитывающие позицию потребителей, в частности в сфере финансовых услуг.

Один из таких законопроектов – о банкротстве физических лиц1. Напомним, в документ, который был принят Госдумой в первом чтении еще в ноябре 2012 года, Совет Федерации в конце прошлого года предложил поправки, в числе которых, в частности, увеличение суммы задолженности для начала процедуры банкротства с 50 до 300 тыс. руб. и введение нормы об обязательном использовании института финансового управляющего с установлением четких критериев оплаты его услуг.
 

    ЦИТАТА

    Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителейДмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей:

    "Я надеюсь, что он [законопроект. – Ред.] не будет окончательно искалечен в Государственной Думе. Правительственный закон в той версии, в которой он был внесен, он был социальным... Сейчас этот закон, после принятия в первом чтении, очень сильно преображается не в пользу граждан. Мы надеялись на то, что те вещи, которые изначально были в нем заложены: низкий порог входа в банкротство – 50 тыс. руб., сохранение квартиры, если она единственная, отсутствие посредника – конкурсного управляющего (если человек грамотен, может сам эти документы составить) – позволят миллионам граждан, которые сейчас находятся в очень тяжелых финансовых условиях, с большой просроченной задолженностью, списать этот долг. В противном случае, как в 2008-2009 годах, все последствия экономического и политического кризиса будут оплачены россиянами".


 

Еще один важный законопроект, который в скором времени будет внесен в Госдуму, – о финансовом уполномоченном по защите прав потребителей2. Напомним, документ вводит процедуру досудебного урегулирования споров потребителей с банками и страховыми компаниями. Дмитрий Янин отметил, что появление института такого уполномоченного позволит решать данные споры быстрее, чем в судебном порядке. По его словам, все ведущие российские организации по защите прав потребителей поддержали инициативу его формирования. Однако тревогу их представителей вызывает тот факт, что в ходе состоявшегося 5 февраля текущего года в Правительстве РФ под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова совещания по поводу данного законопроекта было предложено внести в документ ряд поправок. Одна из них предлагает обязать граждан решать проблемы с финансовыми организациями сначала через финансового омбудсмена, а только потом – в суде. Таким образом, потребители не смогут напрямую обращаться в суд с исками по таким спорам. Представитель КонфОП сообщил, что защитники прав потребителей направили руководителю Банка России, Председателю Госдумы, в Правительство РФ и Администрацию Президента РФ коллективное письмо, в котором изложили свою позицию о том, что такая поправка недопустима. Право на судебную защиту гарантировано Конституцией РФ, поэтому никто не вправе препятствовать обращению граждан в суд.

Также, говоря о рисках потребителей в сфере финансовых услуг, Дмитрий Янин отметил, что в ближайшее время могут вырасти ставки по кредитам. По его словам, отсутствие возможности займа за пределами России влечет повышение спроса на деньги в нашей стране и, соответственно, рост инфляции.

Кроме того, насущной и неразрешенной остается проблема с криминальными обменными пунктами – операционными кассами. По словам Дмитрия Янина, большинство таких пунктов манипулирует курсом валют, в том числе за счет комиссии за обмен, которая может достигать 10% от обмениваемой суммы. В связи с этим потребителям рекомендуется обменивать деньги исключительно в отделениях банков. Также рекомендуется диверсифицировать сбережения – хранить в трех валютах, как минимум (например, рубли, доллары, евро).

Отвечая на вопрос нашей редакции о нюансах Федерального закона № 353-ФЗ "О потребительском займе (кредите)" для потребителей, представитель КонфОП подчеркнул, что у документа есть как плюсы, так и минусы. Так, существует риск ослабления государственного надзора, связанный с тем, что привлекать Роспотребнадзор к надзору в этой сфере будет проблематично. Кроме того, в части, уточняющей требования к предоставляемой потребителю информации, закон не подкреплен поправками в КоАП РФ об увеличении штрафов за предоставление недостоверной информации. Сейчас средний штраф, который платит банк либо страховая компания за так называемые манипуляции с потребителями, – 10 тыс. руб., и он явно недостаточен. В связи с этим необходимо разработать законопроект об усилении ответственности кредитных организаций за обман потребителей, заключил Дмитрий Янин.

 

 Документы по теме:  Новости по теме:

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей"

 

 

Материалы по теме:

Новый формат НПФ, или Как негосударственные пенсионные фонды станут акционерными обществами

22 января 2014
Потребительский кредит: взять сейчас или подождать до лета?
На сегодняшний день около 85% экономически активного населения России вовлечено в кредитные отношения. Наш материал – о регулировании самого распространенного вида кредитования – потребительского.

 

Инфографика:

Алгоритм действий потребителя при нарушении его прав
15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В 2014 году этот день будет посвящен защите прав пользователей мобильной связи. По сведениям Роспотребнадзора, за 2013 год число жалоб потребителей на услуги мобильной связи выросло на 70%. Что делать, если вы приобрели некачественный товар или вам были оказаны услуги ненадлежащего качества, к кому обратиться за разъяснением своих прав или помощью, если продавец или оператор связи добровольно отказывается возмещать ущерб, узнайте из нашей инфографики.

Основные нарушения прав потребителей и ответственность за них
Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с нарушением своих прав. То продавцы утаили информацию о товаре, то попытались навязать дополнительные товары или услуги, то подрядчик не уложился в установленные договором сроки... О том, какие бывают нарушения, и какие за это предусмотрены наказания, узнайте из нашей инфографики.

 

___________________________

 1 Законопроект № 105976-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" размещен на официальном сайте Госдумы.
2 Законопроект "О Финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций" размещен на официальном сайте Минфина России.