В России может быть создана единая система профилактики правонарушений
Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, устанавливающий в рамочном формате основы формирования и функционирования единой системы профилактики правонарушений в России.
Напомним, документом предусматривается, что деятельность по профилактике правонарушений будут осуществлять федеральные органы исполнительной власти, Генпрокуратура РФ, Следственный комитет РФ, органы государственной власти регионов и местного самоуправления. На них возложат обязанности по созданию специальных отраслевых комиссий, а также реализации соответствующих целевых программ.
Под профилактикой правонарушений, согласно законопроекту, следует понимать меры социального, правового, воспитательного и иного характера, направленные на устранение причин и условий совершения правонарушений, а также на обеспечение предупредительного воздействия на лиц с антиобщественным поведением.
Проектом федерального закона предлагается урегулировать деятельность указанных лиц и органов в целях организации и осуществления общей, специальной и индивидуальной профилактики правонарушений. При этом предусматривается, что общая профилактика представляет собой меры, направленные на выявление и устранение на федеральном, региональном и местном уровнях социально-экономических, правовых и иных причин правонарушений и условий, способствующих им или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан.
Специальная профилактика правонарушений, в свою очередь, включает в себя меры административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, оперативно-розыскного характера, применяемые правоохранительными органами и направленные на предупреждение и выявление правонарушений, устранение причин и условий их совершения.
Наконец, индивидуальная профилактика правонарушений – меры, направленные на коррекцию поведения лица, имеющего противоправный или антиобщественный характер, устранение криминогенных факторов, действующих в его окружении.
Деятельность по профилактике правонарушений, согласно тексту законопроекта, будет включать в себя множество мероприятий, в числе которых:
- обеспечение порядка в общественных местах;
- предупреждение правонарушений со стороны должностных лиц;
- противодействие совершению правонарушений, связанных с незаконным изготовлением, потреблением и оборотом наркотических средств;
- адаптация и реабилитация лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе прошедших курс лечения от наркотической зависимости;
- принятие мер по борьбе с алкоголизмом и токсикоманией, в том числе среди несовершеннолетних, а также мер по адаптации лиц, прошедших лечение от этих видов зависимости;
- предупреждение незаконной миграции;
- административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений;
- оказание помощи потерпевшим от правонарушений, а также лицам, утратившим удостоверяющие личность документы, средства к существованию или способность к труду.
Предполагается, что эти мероприятия будут осуществляться в форме правового просвещения и информирования граждан, профилактической беседы, профилактического учета и контроля, социальной адаптации и реабилитации.
В целях координации деятельности субъектов профилактики правонарушений и контроля за их работой предлагается уполномочить Правительство РФ на создание координационного органа по профилактике правонарушений и определение порядка его деятельности.
Необходимость принятия законопроекта его разработчики объясняют отсутствием на федеральном уровне отдельного законодательного акта, регулирующего организацию системы профилактики правонарушений, отсутствием единообразия и системности правового обеспечения профилактической деятельности в субъектах РФ и недооценкой роли общественных сил в предупреждении преступлений.
Текст законопроекта № 421465-6 "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" размещен на официальном сайте Госдумы.