Продолжается корректировка российского законодательства в связи с объединением ВАС РФ и ВС РФ
В целях реализации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", которым предусматриваются объединение Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и передача вопросов осуществления правосудия, отнесенных к ведению ВАС РФ, в юрисдикцию ВС РФ, Президентом РФ Владимиром Путиным подготовлены соответствующие законопроекты. Проекты документов внесены в Госдуму.
Так, законопроектом № 466627-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" предусмотрены поправки в Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", направленные на передачу соответствующих полномочий ВАС РФ новому ВС РФ, и на признание утратившими силу отдельных положений. Конкретизирован ряд вопросов в части определения места постоянного пребывания арбитражных судов, определения общей численности судей и работников аппаратов арбитражных судов, порядка формирования президиумов арбитражных судов, образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов, расположенных вне места постоянного пребывания этих судов.
Кроме того, регулируются вопросы организационного обеспечения (в том числе финансового, материально-технического и иного обеспечения) деятельности арбитражных кассационных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, специализированных арбитражных судов, которое возлагается на Судебный департамент при ВС РФ.
В проекте содержится положение о сохранении юридической силы разъяснений, данных ранее Пленумом ВАС РФ по вопросам судебной практики и продолжения действия в структуре арбитражных судов ранее созданных судебных коллегий, постоянных судебных присутствий, полномочий президиумов арбитражных судов.
В свою очередь, законопроект № 466670-6 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" предусматривает изменения, направленные на передачу соответствующих полномочий ВАС РФ ВС РФ, Пленуму и Президиуму ВС РФ, исключение положений, касающихся производства в суде надзорной инстанции, в качестве которой выступал ВАС РФ, а также норм о подведомственности арбитражным судам дел об оспаривании нормативных правовых актов. При этом, АПК РФ предлагается дополнить положениями, регулирующими порядок кассационного и надзорного производства в ВС РФ. При этом в качестве кассационной и надзорной инстанций будут выступать соответственно Коллегия по экономическим спорам ВС РФ и Президиум ВС РФ.
Предлагаются переходные положения, направленные на создание условий для беспрерывного отправления правосудия по делам, подведомственность которых изменяется, а также по делам, производство по которым не завершено ВАС РФ.
Законопроект № 466656-6 "О внесении изменений в статью 105 части первой и главу 25-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" направлен на уточнение порядка рассмотрения дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций, а также уплаты государственной пошлины. Так, документом по делам об оспаривании нормативных правовых актов (нормативных актов) Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Генпрокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Судебного департамента при ВС РФ, Банка России, Центральной избирательной комиссии РФ, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций, органов госвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления или должностных лиц, а также по делам об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, рассматриваемым в ВС РФ, установлена госпошлина в размерах:
- для физических лиц – 200 руб.;
- для организаций – 3 тыс. руб.
Помимо этого, уточнены особенности уплаты госпошлины при обращении в ВС РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям и в арбитражные суды, а также порядок освобождения плательщиков от ее уплаты.
Наконец, законопроект № 466637-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" подготовлен в целях реализации отдельных положений проектов федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах Российской Федерации" и федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Так, из подведомственности арбитражных судов предлагается исключить дела, связанные с оспариванием нормативных правовых актов. Также предполагается исключить из компетенции арбитражных судов дела по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости и отнести рассмотрение дел указанной категории к компетенции судов общей юрисдикции – верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов.
Кроме того, в КоАП РФ планируется внести изменения, касающиеся процедуры пересмотра ВС РФ вступивших в законную силу решений арбитражных судов по делам об административных правонарушениях, что связано с отнесением к компетенции ВС РФ рассмотрения дел, которые ранее рассматривались ВАС РФ.
Проектом также предусмотрены соответствующие поправки в иные законодательные акты, касающиеся отнесения к федеральным судам арбитражных судов округов, а не федеральных арбитражных судов округов, как было ранее.
Тексты законопроектов и материалы к ним размещены на официальном сайте Госдумы.