Объем перемещаемой через российскую границу наличной валюты может быть ограничен 15 тыс. евро.
Директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин выступил перед членами Совета Федерации в рамках "правительственного часа" с докладом о деофшоризации российской экономики, деятельности службы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В своем выступлении он выделил ряд ключевых проблем в сфере реализации принятого недавно Федерального закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее – закон № 134-ФЗ). Среди них, в частности:
- отсутствие сокращения теневого сектора покупки-продажи наличной иностранной валюты;
- отток денежных потоков в другие сектора, в том числе нефинансовые (в потребительские кооперативы, почту, рынок ценных бумаг, сетевые магазины), которые либо слабо, либо вообще не урегулированы;
- широкое распространение новых видов финансовых операций (к примеру, электронные платежи), что значительно затрудняет контроль за денежными потоками и проведение финансовых расследований;
- недостаточная координация деятельности надзорных и правоохранительных органов.
В связи с этим Юрий Чиханчин предложил несколько путей решения обозначенных проблем. В частности, по его мнению, необходима поддержка со стороны всех надзорных, правоохранительных органов, других министерств и ведомств становления мегарегулятора в лице Центрального банка РФ. Это позволит более системно выстраивать государственную политику в области регулирования финансовых организаций и вырабатывать единые правила надзорной деятельности.
Кроме того, директор службы предлагает усилить ответственность банков, в которые перешли клиенты кредитных организаций, лишенных лицензии. Также, он предложил вернуться к рассмотрению вопроса о перемещении наличной валюты через границу, ограничив ее объем 15 тыс. евро.
Более того, по мнению Юрия Чиханчина, необходимо создать механизм раннего предупреждения о рисках и угрозах, складывающихся в финансовых организациях, в отраслях, регионах, на основе данных Росфинмониторинга. По его словам, следует еще раз оценить нормативные акты, регламентирующие деятельность финансовых организаций и контрольных органов. Кроме того, нужно предусмотреть меры ответственности кредитных и некредитных организаций за предоставление недостоверной, неполной и некачественной информации.
Несмотря на широкий круг выявленных проблем, докладчик отметил, что принятие в прошедшем году закона № 134-ФЗ позволило существенно изменить ряд положений так называемого антиотмывочного законодательства по различным направлениям деятельности: банковской, налоговой, правоохранительной, таможенной и т. д. Так, службе удалось значительно сократить вовлеченность банков в крупные теневые схемы, в том числе за счет лишения лицензий, а также увидеть, какие отрасли и регионы наиболее подвержены теневым схемам. Последнее, с его слов, стало возможным после того, как на площадке Росфинмониторинга появился центр оценки рисков.