Нормативные правовые акты по вопросам обучения и воспитания и их проекты будут проходить педагогическую экспертизу
Правительство РФ своим постановлением от 17 февраля 2014 г. № 120 утвердило Порядок проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания.
Согласно документу все нормативные правовые акты по вопросам обучения и воспитания и их проекты подлежат педагогической экспертизе. Ее проведение предусмотрено в целях выявления и предотвращения установления в документах положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения. При этом, негативным воздействием считаются: введение не соответствующих возрастным, психофизическим особенностям и потребностям обучающихся форм, средств и методов обучения и воспитания; установление педагогически необоснованных требований, влияющих на объем и содержание образования, а также на планируемые результаты при организации и осуществлении образовательной деятельности.
В качестве объектов экспертизы определены:
- проекты федеральных законов, проекты указов Президента РФ и проекты постановлений Правительства РФ, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти, – до проведения их правовой экспертизы Минюстом России;
- проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти – до их государственной регистрации Минюстом России;
- нормативные правовые акты, изданные федеральными органами исполнительной власти, – при мониторинге их применения.
Организатором проведения педагогической экспертизы назначено Министерство образования и науки РФ. К осуществлению педагогической экспертной оценки планируется привлекать физических и юридических лиц, имеющих необходимую квалификацию и включенных в перечень экспертов Минобрнауки России по предложениям органов исполнительной власти всех уровней, общественных организаций сферы образования, ведущих образовательных и научных организаций, научно-педагогических сообществ, учебно-методических объединений, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием. Участие указанных лиц в качестве экспертов предусмотрено на общественных началах. При этом, к ним предъявляются требования о наличии высшего образования и стажа педагогической или научно-педагогической работы не менее 5 лет (для физических лиц), а также наличия в штате не менее трех работников, отвечающих требованиям, предъявляемым к физическим лицам, привлекаемым к проведению педагогической экспертизы (для юридических лиц).
Срок проведения педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта установлен в 15 дней со дня размещения Минобрнауки России документа на своем официальном сайте.
Определены особенности направления проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов на педагогическую экспертизу, отбора и работы экспертов, подготовки экспертами заключений и направления соответствующих заключений в федеральные органы исполнительной власти.
Результаты проведения педагогической экспертизы будут отражаться в заключении. В частности, в нем будут указаны: сведения о проекте нормативного правового акта; федеральном органе исполнительной власти, разработавшем его; о наличии или отсутствии положений, которые могут привести к негативному воздействию на качество обучения, о наличии либо об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, обоснование сделанных выводов, а также предложения по устранению положений, которые могут привести к негативному воздействию на качество обучения. Заключение, составленное по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта, принятого федеральным органом исполнительной власти, помимо указанных сведений, должно содержать сведения о государственной регистрации его Минюстом России и об источниках официального опубликования.