КС РФ признал норму закона о ветеранах противоречащей Конституции РФ
6 февраля 2014 года КС РФ признал неконституционным п. 5 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее – закон о ветеранах), устанавливающий, что к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий относятся лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР (будущий ДОСААФ) и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период. Данного решения заявитель В.А. Корсаков ждал всю свою жизнь.
В далеком 1943 году 15-летний юноша В.А. Корсаков в составе отряда Осоавиахима участвовал в разминировании деревни Себякино Урицкого района Орловской области, освобожденной от немецко-фашистских захватчиков. В октябре 1943 года при выполнении задания в руках одного из бойцов отряда взорвалась мина. Минер и командир погибли на месте, а заявитель получил тяжелые ранения, в результате чего лишился правого глаза. В дальнейшем ему были присвоены статусы участника Великой Отечественной войны, инвалида вследствие военной травмы и заболевания и иные. Признать В.А. Корсакова инвалидом войны не представилось возможным в силу п. 5 ст. 4 закона о ветеранах, распространяющего данный статус только на тех, кто пострадал на работах по разминированию с февраля 1944 года. Районный и областной суд признали законными соответствующие решения органов социального обеспечения, и заявитель был вынужден обратиться в КС РФ.
16 января 2013 года состоялось заседание КС РФ. Представитель заявителя Н.М. Медведева настаивала, что оспариваемая норма является дискриминационной, поскольку не допускает наделения статусом инвалида войны лиц, получивших ранение на работах по разминированию в 1943 году. Как следствие, такие лица не могут пользоваться льготами и социальными гарантиями, предусмотренными законодательством для тех, кто получил ранение при таких же обстоятельствах, но с февраля 1944 года. Исходя из этого, представитель В.А. Корсакова просила признать оспариваемое положение не соответствующим ст. 2, ст. 7, ч. 1-2 ст. 15, ст. 18, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 39 Конституции РФ.
Представители стороны, принявшей и подписавшей оспариваемый нормативный акт, высказались против признания п. 5 ст. 4 закона о ветеранах противоречащим Конституции РФ. Основным аргументом было то, что денежные выплаты, льготы и иные социальные гарантии после получения В.А. Корсаковым статуса инвалида войны не изменятся. А полномочный представитель Президента РФ в КС РФ М.В. Кротов высказался о том, что не находит оснований, предусмотренных ст. 96 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", на подачу В.А. Корсаковым обращения в КС РФ.
МНЕНИЕ
Михаил Барщевский, полномочный представитель Правительства РФ в КС РФ:
"С юридической точки зрения представляется, что изменения закона о ветеранах от 2000 года [внесенные Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 40-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах". – Ред.] не в полной мере соответствуют Конституции РФ, поскольку устанавливают различный подход к разным категориям лиц, занимавшихся одним и тем же богоугодным и государствоугодным делом при разминировании полей".
Заслушав представителя заявителя Н.М. Медведеву, представителей стороны, принявшей и подписавшей оспариваемый нормативный акт, приглашенных лиц, 6 февраля 2014 года КС РФ провозгласил текст постановления по делу о проверке конституционности п. 5 ст. 4 закона о ветеранах.
Суд исходил из того, что действующая редакция оспариваемой нормы была принята в 2000 году Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 40-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах". При этом законодатель определил соответствующий период (с февраля 1944 года по декабрь 1951 года) исходя из даты издания Государственным Комитетом Обороны постановления о привлечении организаций Осоавиахима к работам по разминированию. Однако до появления указанного постановления эти работы уже начались на тех территориях страны, которые были освобождены от немецко-фашистских захватчиков. Ранее действовавшая редакция признавала статус инвалида войны за теми, кто получил увечье на работах по разминированию в годы Великой Отечественной войны. Измененная редакция привела к дискриминации ветеранов, основанной исключительно на формальном критерии. По мнению КС РФ, подобный подход является произвольным и не может быть признан объективно оправданным, обоснованным и преследующим конституционно значимые цели.
КС РФ признал недопустимой дискриминацию участников работ по разминированию в годы Великой Отечественной войны, а положение закона о ветеранах, препятствующее наделению участников работ по разминированию до февраля 1944 года статусом инвалидов войны, не соответствующим Конституции РФ. Дело В.А. Корсакова подлежит пересмотру.