IT
Новости и аналитика Новости Запущен портал "ГосЗатраты", предназначенный для мониторинга всех государственных и муниципальных закупок

Запущен портал "ГосЗатраты", предназначенный для мониторинга всех государственных и муниципальных закупок

Председатель Комитета гражданских инициатив, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин презентовал портал "ГосЗатраты" на пресс-конференции, которая состоялась 4 февраля 2013 года в пресс-центре РИА Новости.

Напомним, с 2006 года все федеральные органы раскрывают информацию о закупках для государственных нужд, а с 2011 года к ним также присоединились региональные и муниципальные органы. Ресурс "ГосЗатраты", разработчиком которого выступило некоммерческое партнерство "Информационная культура", позволяет посетителям самостоятельно найти информацию об объеме затрат государства и муниципалитетов на госзакупки.

База данных портала содержит информацию о всех заключенных с 2011 года госконтрактах (в общей сложности, более 9 млн), их стоимости, а также участниках системы госзаказа (чуть менее 100 тыс. поставщиков и заказчиков). Правда, сведения о закупках, проводимых в текущем году, пока не попали в базу данных в связи с необходимостью учета правил нового закона о контрактной системе (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), однако разработчики проекта обещают исправить это в ближайшем будущем. 

 

    ЦИТАТА

    Фото: komitetgi.ru

    Алексей Кудрин, председатель Комитета гражданских инициатив, экс-министр финансов РФ:

    "Мы сегодня предлагаем особый проект – вот теперь со стороны пользователя, потребителя, гражданина мы хотим помочь проанализировать любые расходы государства. Поэтому я думаю, что мы открываем сегодня новую эпоху в контроле за деятельностью правительства, государства, министерств и ведомств и даже политических партий, которые получают деньги из бюджета – иногда в соответствии с законом, а иногда и мероприятия проводятся за бюджетный счет, но не всегда в соответствии строго с законом"


 

Основные отличия портала "ГосЗатраты" от иных аналогичных ресурсов, уже запущенных к настоящему времени активистами, заключаются в максимальном объеме информации о госзакупках (фактически, портал дублирует сведения, размещенные на официальном Портале закупок) и более удобном механизме поиска. В частности, на сайте "Госзатраты" можно ознакомиться с карточками отдельных заказчиков и поставщиков и увидеть, в каких закупках принимала участие конкретная организация или госорган. Все обновления базы данных происходят ежедневно и носят полностью автоматизированный характер. Кроме того, портал "ГосЗатраты" предоставляет информацию о контрактах независимо от их стоимости (схожие по функционалу ресурсы иногда ограничивают свои базы данных контрактами с определенной минимальной стоимостью), а также предлагает аналитические материалы для свободного ознакомления.

Разработчики проекта "ГосЗатраты" обещают также, что он будет выгодно отличаться от Портала закупок – прежде всего, скоростью поиска. По словам директора НП некоммерческого партнерства "Информационная культура" Ивана Бегтина, главная проблема официального сайта госзакупок заключается в том, что он фактически совмещает в себе функции обнародования информации о госзакупках и собственно механизма реализации госзакупок, что сказывается на продолжительности выполнения поискового запроса.

 

Функционал портала "ГосЗатраты" на сегодняшний день представлен следующими основными разделами:

1. Крупнейшие регионы. Этот раздел размещается на главной странице и содержит извлеченную из публичных отчетов информацию о субъектах федерации, имеющих наиболее масштабные затраты в сфере госзакупок. Пользователи могут сравнить эти данные с показателями бюджета каждого из субъектов и выяснить, за все ли закупки отчитались региональные власти и насколько их отчетность достоверна.

Лидирует в списке Москва (общий объем закупок – около 1,5 трлн руб.), за ней с большим отрывом следуют Санкт-Петербург (231 млрд руб.), Московская область (155,4 млрд руб.) и Краснодарский край (140 млрд руб.).

2. Крупнейшие контракты. Раздел содержит рейтинг контрактов с наибольшей стоимостью – к примеру, сейчас на первом месте по этому показателю находится контракт ФГУП "Росморпорт" на строительство зданий и сооружений предприятий водного транспорта (сумма контракта составляет 40,1 млрд руб.).

3. Карточка контрактов. У каждого контракта есть уникальная страница, на которой размещена информация о заказчике, исполнителе, предмете и сумме контракта, а также связанную с контрактом информацию – например, можно посмотреть, какие еще закупки осуществлял тот или иной заказчик. Кроме того, карточка содержит уникальный номер контракта, присвоенный ему на официальном Портале госзакупок – скопировав его, можно найти на официальном портале более полную информацию о контракте.

4. Крупнейшие заказчики и крупнейшие поставщики. Этот рейтинг формируется на основе информации за весь период существования базы данных (с 2011 года). В настоящее время база включает сведения о 344,7 тыс. заказчиков и 507 тыс. поставщиков.

5. Раздел "На контроле". Как отметил Иван Бегтин, этот раздел является единственным исключением из политической нейтральности проекта "ГосЗатраты". В частности, здесь можно узнать о контрактах с неполной или искаженной информацией, посмотреть, какие предметы роскоши закупаются на бюджетные средства (среди вариантов – продукция Apple, устрицы, автомобили Maybach, Range Rover и т.д.) и какие исполнители поставили товары низкого качества.

Кроме того, раздел позволяет получить информацию о поставщиках, которые, несмотря на занесение в перечень недобросовестных поставщиков, продолжают участвовать в закупках (напомним, в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и п. 2 ч. 2 ст. 11 ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе, но не обязан закреплять в конкурсной документации требование об отсутствии заказчика в этом перечне). 

 

    ЦИТАТА

    Фото: komitetgi.ru
    Алексей Кудрин, председатель Комитета гражданских инициатив, экс-министр финансов РФ:

    "Очень важно, что у нас в стране пока еще с точки зрения развития гражданского общества нет чувства "ответственного налогоплательщика". Мы все платим налоги, предприятия платят налоги, но мы не всегда спрашиваем за то, куда идут деньги. Без этой стороны в этом контроле за расходами государства нет эффективного государства. Поэтому я могу смело сказать, что эффективное государство будет не только когда официальные контрольные органы – Счетная палата или Росфиннадзор будут работать (они не все даже публикуют или делают открытым, не все данные, которые они проверяют). А вот граждане, которые будут иметь доступ ко всей базе данных и умело ее использовать, сумеют в разы, в десятки раз больше открыть информации, чем сегодня известно".


 

6. Поиск госконтрактов. К примеру, искать можно по ключевому слову (к примеру, по предмету контракта), заказчику или поставщику. По словам Ивана Бегтина, базовым приоритетом при разработке поисковой системы являлась скорость поиска.

7. Раздел "Аналитика". Пока этот раздел содержит только два аналитических материала, но со временем их количество увеличится, обещают разработчики. Сегодня подробную информацию о госзакупках можно получить в отношении вузов (многие из них являются активными участниками госзакупок по оказанию образовательных услуг, выполнению НИОКР и т. д.) и некоммерческих организаций.

8. Раздел "О проекте". Он знакомит пользователя с целями и задачами портала "ГосЗакупки" и его разработчиками.

9. Раздел "Разработчикам". Комитет гражданских инициатив предлагает всем желающим воспользоваться готовым кодом программирования (так называемым API) для создания собственных проектов и приложений на основе проекта "ГосЗатраты". 

 

    ЦИТАТА

    Фото: infoculture.ru

    Иван Бегтин, директор НП некоммерческого партнерства "Информационная культура":

    "Проект является платформой. Мы строим не "проект в себе", мы строим не тот проект, который будет только наращивать там свои возможности, аналитику и так далее. Самое главное – вы можете создать свой собственный проект по анализу госконтрактов. Вы можете это сделать, даже не спрашивая нас, не спрашивая никого. Просто вы можете взять описанные нами логические интерфейсы и поставить задачу разработчикам".


 

 Алексей Кудрин выразил пожелание об объединении неравнодушных к объему госзатрат граждан, вовлечении новых активистов и создании сообщества по анализу государственных затрат. Кроме того, отметил он, могут быть созданы и новые проекты в сфере госзакупок– например, Открытая фармакология (информация о лекарствах, которые закупаются по больницам и поликлиникам), Открытый город (сведения о любых закупках любой городской организации), Открытые партии (какие мероприятия проводят политические партии, сколько затрачено ими на печать агитационных материалов и т.п. – в том числе по ведущим партиям) и т.д.

К слову, представляя проект, Алексей Кудрин одновременно объявил о проведении конкурса для гражданских активистов по разработке проектов мониторинга госзаказов в той или иной сфере. Конкурс проводится в двух номинациях – "Веб-проект" и "Мобильное приложение" (в том числе можно разработать приложение на основе так называемой "дополненной реальности", позволяющей при наведении мобильного устройства на здание получить информацию о заказчике или поставщике, занимающих офис в этом здании, а также его закупках). Победителям в каждой номинации будут вручены денежные призы (более подробно об условиях конкурса можно узнать непосредственно на портале "ГосЗакупки").

 

Проект "ГосЗатраты" имеет целью не только повышение общественной осведомленности о государственных и муниципальных расходах, но и ознакомление граждан с механизмом осуществления госзакупок. Многим россиянам не хватает краткой и доступной информации о том, как устроена система госзакупок, что означают те или иные классификационные коды, кто может участвовать в закупках и какими правовыми актами регулируются эти процессы – все эти справочные сведения также содержатся на портале.

 

 Документы по теме: Новости по теме:

 

Материалы по теме:

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд
На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отвечает к. п. н., профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования", член-корреспондент РАЕН Татьяна Трефилова. Из этого материала вы узнаете, каков порядок назначения контрактного управляющего, нормы какого федерального закона будут распространяться на договоры, заключенные в текущем году на 2014 год, в каких случаях бюджетное учреждение может руководствоваться нормами Закона № 223-ФЗ, как подтвердить статус субъекта малого предпринимательства для участия в закупках и многое другое. 

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд
На новые вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отвечает руководитель Центра эффективных закупок "Tendery.ru", председатель Комитета по безопасности закупочной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок, член Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Кирилл Кузнецов. 

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса. 

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнения:

Контрактная система: квалифицированная или неквалифицированная электронная подпись?

Уходящий год был насыщен законодательными изменениями. Часто изменения в разных сферах законодательства пересекаются и образуют сложные и даже противоречивые задачи правоприменения. Сегодня я рассмотрю один из примеров такой задачи на стыке изменений в сфере регулирования госзакупок и в сфере законодательства об электронной подписи.

Пауков Алексей,
Генеральный директор "ГАРАНТ Электронный Экспресс"

Виталий Ветров

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок...

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы "Ветров и партнеры" (г. Новосибирск)