Минюстом России подготовлены предложения по реформированию системы третейских судов
Минюстом России подготовлены проекты федеральных законов, направленные на реформирование института российских третейских судов. Документы разработаны в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ.
Законопроекты, как сообщается пресс-службой министерства, ставят своей целью создание в стране современного и эффективного механизма правового регулирования института арбитража (третейского разбирательства) с учетом текущего его состояния в России и мировой практики. Для этого документами вводится ряд единых правил.
Так, устанавливаются общие требования к арбитрам (третейским судьям), и перечень оснований, по которым граждане не имеют права быть ими. Сторонам разбирательства предоставляется право выбрать в качестве арбитров как юристов, так и специалистов иных специальностей.
Кроме того, законопроектами предусмотрен иммунитет третейских судей от гражданско-правовой ответственности, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу.
Отдельное внимание разработчиками законопроектов уделено порядку образования и деятельности арбитражных учреждений (постоянно действующих третейских судов) на территории страны. Так, предусматривается, что такие учреждения могут создаваться только в форме некоммерческих организаций, не распределяющих прибыль своим членам.
Для создания постоянно действующих третейских судов учредителям необходимо будет получить разрешение, выдаваемое специально созданным при Минюсте России межведомственным экспертным советом. В него войдут не только представители государственных органов, но и представители гражданского общества (объединения предпринимателей, юристов).
Согласно предлагаемым изменениям, дела об отмене решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений будут подлежать рассмотрению федеральными арбитражными судами округов в качестве суда первой инстанции.
Разработка законопроектов вызвана наличием в российском арбитраже ряда проблем, среди которых:
- отсутствие в законодательстве единых требований в отношении третейских институтов и арбитров, достаточных для предотвращения различных злоупотреблений;
- отсутствие независимых единых органов содействия и контроля для третейского разбирательства;
- отсутствие в законодательстве реальных механизмов ответственности в сфере третейского разбирательства;
- наличие пробелов в правовом регулировании процессуальных вопросов ведения третейского процесса, снижающих его эффективность.
Принятие подготовленных Минюстом законопроектов, по мнению их авторов, приведет к повышению авторитета и привлекательности третейского разбирательства как средства разрешения спора, снижению нагрузки на государственные суды, развитию институтов гражданского общества, а также повышению инвестиционной привлекательности России и деофшоризации национальной экономики.
Проекты Федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и Федерального закона "О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" опубликованы на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения..