Утверждены правила антимонопольного регулирования в электроэнергетике
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 года № 1164 утверждены правила осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике.
Документом определены особенности осуществления антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности – способы, предмет и результаты такого контроля.
Правила закрепляют перечень и описание мер государственного регулирования в случае установлении факта манипулирования ценами на электрическую энергию субъектом оптового рынка и других фактов осуществления монополистической деятельности.
Также документом установлены критерии существенного изменения цен на электрическую энергию и порядок их определения в целях установления признаков манипулирования ценами на рынке электроэнергии. Эти критерии определяются отдельно для оптового и розничных рынков.
Кроме того, правила закрепляют перечень факторов, на основании которых определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
Согласно документу в случае установления факта манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность), а также в рамках осуществления контроля экономической концентрации антимонопольный орган сможет применить к нарушителю следующие меры:
- государственное регулирование цен (тарифов);
- ограничение цен в ценовых заявках;
- введение ограничения в виде условия о подаче только ценопринимающих заявок;
- ограничение цен в ценовых заявках;
- введение ограничения в виде условия о подаче только ценопринимающих заявок;
- обязательство участника оптового рынка предоставить на оптовый рынок в максимально возможном объеме всю электрическую энергию и мощность, вырабатываемые с использованием принадлежащего ему генерирующего оборудования.
По мнению заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина, правилами установлены четкие и ясные требования к поведению субъектов рынка электроэнергии, при соблюдении которых нивелируются риски привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
"Важно, что документ способствует не только пресечению нарушений антимонопольного законодательства, но их предупреждению. Ряд положений правил, например в части осуществления контроля проведения конкурентных отборов мощности, носят предупредительный характер, при котором доминирующим субъектам на рынке определяются условия участия, что позволяет избежать негативных последствий как для рынка, так и для субъектов, чьи действия могли быть квалифицированы как манипулирование ценами", – цитирует слова Голомолзина пресс-служба ФАС России.