Обязанность налогоплательщиков сообщать об открытии и закрытии счетов в налоговые органы может быть отменена
Положения ст. 23 и ст. 24.1 НК РФ, устанавливающие обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в банках, а также о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств могут быть отменены. Соответствующий законопроект разработан и внесен в Правительство РФ Минфином России.
Речь идет о налогоплательщиках-организациях, индивидуальных предпринимателях, нотариусах, занимающихся частной практикой, адвокатах, учредивших адвокатские кабинеты, управляющих товарищах – участниках договоров инвестиционного товарищества, ответственными за ведение налогового учета.
Помимо этого, планируется, что налогоплательщики-организации будут освобождены от обязанности сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) лицевых счетов в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством).
Также законопроект предусматривает отмену обязанности налогоплательщиков-организаций сообщать в налоговые органы о реорганизации или ликвидации.
Одновременно с этим, документ предусматривает ряд мер, направленных на совершенствование контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах.
Так, предлагается проводить не только документальные проверки банков по месту нахождения налоговых органов, но и в помещениях банков. При этом разработчик законопроекта подчеркивает, что проверяемыми лицами в такой ситуации являются банки, а не их клиенты.
Как отмечают в Минфине России, устанавливаемый порядок проверки банков в целом соответствует действующим нормам ст. 89 НК РФ, регулирующим порядок осуществления выездной налоговой проверки налогоплательщиков.
В частности, законопроектом предлагается идентичный состав сведений решения о проведении проверки, трехлетний проверяемый период, двухмесячный срок проведения проверки с продлением его до 4 месяцев в порядке, устанавливаемом ФНС России.
Также закрепляются идентичные механизм и сроки приостановления проведения проверки (до 6 месяцев, а в случае запроса информации у иностранных государственных органов – до 9 месяцев), а также основания проведения повторной проверки.