Президент РФ внес в Госдуму проект Кодекса административного производства
В Госдуму внесен проект Кодекса административного судопроизводства и связанные с ним проекты федеральных законов. Об этом сообщается на официальном сайте Президента РФ.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, ГПК РФ на данный момент не регулирует надлежащим образом дела, вытекающие из публичных правоотношений (например, оспаривание нормативных правовых актов, действий (бедействий) государственных и муниципальных органов и должностных лиц и пр.). Это связано с тем, что он устанавливает судебную процедуру рассмотрения дел, исходя из фактического равноправия субъектов.
Между тем, разработчик законопроекта подчеркивает, что в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует как таковое равенство субъектов, в связи с чем требуются иная методология и отдельный процессуальный закон для разрешения таких дел.
Так, в проекте кодекса делается акцент на активную роль суда при разрешении дела. Например, суд вправе сам истребовать доказательства, а при проверке законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) – выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований.
Помимо этого, для повышения объективности и предоставления судьям возможности обсуждения наиболее сложных вопросов, предусмотрен перечень дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению судом первой инстанции.
Также в ряде случаев предполагается обязательное ведение гражданами административных дел с участием представителя. Это касается лиц, не имеющих высшего юридического образования, и относится к делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации ими своих процессуальных прав и обязанностей.
Речь идет о случаях оспаривания такими гражданами нормативных правовых актов, рассматриваемых в Верховном Суде РФ, верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа.
Наряду с этим, проектом предусмотрено обязательное участие представителя в административных делах о принудительной госпитализации в психиатрический стационар, о принудительном психиатрическом освидетельствовании.
По аналогии с положениями УПК РФ в проекте предусмотрена возможность разрешения гражданских исков о возмещении вреда (в том числе о компенсации морального вреда) при разрешении административного дела.
Кроме того, в документе закрепляется, что дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, Дисциплинарным судебным присутствием, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, а также арбитражными судами в случаях, установленных федеральными законами.
Участие мировых судей в рассмотрении административных дел в порядке, предусмотренном проектом кодекса, не предусматривается, исходя из значимости указанных дел.
В целях усиления динамизма судебного процесса в проекте предусмотрен также институт ускорения рассмотрения административного дела, в частности, посредством использования электронных документов. Помимо этого, закреплено право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц-связи.
Также, в пояснительной записке отмечается, что сроки обращения в суд и большинство сроков рассмотрения и разрешения административных дел короче, чем аналогичных сроков по гражданским делам и зависят от вида предъявленного административного иска.
Параллельно с проектом Кодекса административного судопроизводства в Госдуму главой государства также внесены законопроекты, направленные на приведение российского законодательства в соответствие с ним.