Предприниматели в некоторых случаях смогут копировать данные с изъятых в ходе расследования уголовных дел электронных носителей
Госдума приняла во втором чтении законопроект "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", направленный на уточнение порядка изъятия, хранения и возвращения законным владельцам в ходе расследования уголовных дел электронных носителей информации.
Напомним, законопроект был внесен в Госдуму в феврале текущего года Дмитрием Медведевым, занимавшим на тот момент пост Президента РФ. В сопроводительной записке отмечалось, что реализация проекта позволит обеспечить дополнительную защиту прав предпринимателей и решить задачу продолжения деятельности хозяйствующих субъектов в случае изъятия электронных носителей информации в ходе расследования уголовных дел.
Законопроект предусматривает четыре ключевых положения. Первое - носители должны возвращаться, если не были признаны вещественными доказательствами. Второе - до завершения расследования возможен и возврат вещдоков после осмотра и производства других необходимых следственных действий, если это возможно без ущерба для доказывания. Третье - хранение электронных вещдоков должно исключать несанкционированный доступ к информации на них. Четвертое - в случае невозможности возврата носителей владельцам разрешается копирование с них информации, в том числе и на этапе проведения обыска или выемки.
Последняя норма вызвала широкую дискуссию, поскольку в законопроекте предусматривается, что копирование возможно по ходатайству, в удовлетворении которого может быть отказано, если такое копирование может воспрепятствовать расследованию преступления.
Эксперты считают, что случаи, когда копирование данных будет разрешаться, в правоприменительной практике будут встречаться редко. В думском комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству также отметили, что данная норма допускает произвольное толкование. "Это может привести к злоупотреблениям и нарушениям прав законных владельцев электронных носителей информации", - отмечал член комитета Рафаэль Марданшин, представляя законопроект в первом чтении на пленарном заседании 25 апреля. По его словам, недочеты можно было устранить ко второму чтению.
Однако ко второму чтению соответствующие поправки не были предложены, и законопроект был принят в том варианте, в котором был внесен.