Третий пакет антимонопольных поправок принят в третьем чтении и направлен в Совет Федерации
Принят в третьем чтении и направлен в Совет Федерации третий пакет антимонопольных поправок. Изменения вносятся в закон о защите конкуренции, КоАП РФ, Уголовный кодекс РФ и ряд других нормативно-правовых актов. Данные поправки значительно расширяют полномочия антимонопольщиков.
В частности, изменениями, принятыми во втором чтении, антимонопольный орган наделяется правом направлять предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, а также предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства РФ.
Напомним, что третий антимонопольный пакет поправок основан на правоприменительной практике и предусматривают уточнение антимонопольных требований, в том числе:
- установление более четких и прозрачных правил признания цен монопольно высокими, в частности, недопустимости признания монопольно высокой цены, сформировавшейся в ходе биржевых торгов;
- возможность использовать результаты оперативно-розыскной деятельности при рассмотрении заявлений, материалов или дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ограничивающих конкуренцию соглашений;
- сокращение перечня запретов на соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов и, соответственно, оснований признания таких соглашений картелями;
- дополнительные гарантии лицам, в отношении которых ведется производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе путем установления минимально необходимого периода анализа товарного рынка (не менее 1 года);
- осуществление контроля экономической концентрации в отношении иностранных лиц только в случае поставок такими лицами товаров на территорию России в сумме не менее 1 млрд руб. в течение года, предшествующего дате совершения сделки;
- ведение реестров лиц, привлеченных к ответственности за злоупотребление доминирующим положением, и реестров должностных лиц органов госвласти, привлеченных к ответственности за ограничение конкуренции;
- уточнение процедур возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Так, в КоАП РФ предлагается дифференцировать ответственность хозяйствующих субъектов за нарушение антимонопольного законодательства. Например, за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию на рынке, будет назначаться штраф до 1 млн руб. Также вводится минимальная доля товарного рынка, которую должны занимать участвующие в согласованных действиях хозяйствующие субъекты. Помимо этого, закон предусматривает право Правительства РФ определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, а также к товарам, технологически к ним присоединенным. Исключается уведомительный контроль за соглашениями финансовых организаций.