ФАС России представила свой законопроект о госзакупках
15 сентября начальник управления контроля госзаказов ФАС России Михаил Евраев представил проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа". Это тот же законопроект, что ведомство представляло весной этого года, но несколько доработанный с учетом представленных предложений общественности и бизнеса. Как сообщили представители ФАС России, данная концепция уже получила одобрение Минфина России, Генпрокуратуры, Московской ассоциации предпринимателей, Опоры России, а также более чем 50 субъектов РФ.
Авторы данного законопроекта предлагают не заменять действующий 94-ФЗ о госзакупках новым законом, а внести комплексные изменения в него, Бюджетный кодекс и КоАП РФ.
Напомним, что противоположенной точки зрения придерживаются в Минэкономразвития России. Так, 1 сентября глава министерства Эльвира Набиуллина представила проект федерального закона "О федеральной контрактной системе", который должен придти на замену ныне действующему.
Как сообщил замглавы ФАС России Андрей Цариковский, уже 15 сентября заработала рабочая группа по реформированию законодательства о госзакупках при Правительстве РФ. В нее вошли представители ФАС России, Минфина России и Минэкономразвития России. Именно на этой площадке и будет принято решение о судьбе госзакупок в РФ. А пока оба проекта находятся на стадии общественного обсуждения.
Так, законопроект ФАС России имеет два основных направления реформирования. Это построение единой системы госзаказа и совершенствование уже существующей системы размещения госзаказа (ее-то, по сути, и регулирует 94-ФЗ).
В числе основных поправок, которые предлагает антимонопольная служба, следующие:
- централизация функций по размещению заказов путем создания системы уполномоченных органов (так называемые контрактные управляющие) на федеральном уровне, а также уровнях субъектов Федерации и крупных муниципальных образований;
- утверждение на федеральном уровне типовых контрактов, а также требований к продукции, в том числе инновационных;
- дополнительная регламентация вопросов установления начальных (максимальных) цен контрактов - цены будут формироваться с разбивкой на виды продукции, входящие в предмет контракта, и на этапы его исполнения;
- Правительство РФ наделят правом устанавливать требования к отдельным видам продукции, призванные ограничить возможности закупок в зависимости от ее стоимости или технических характеристик;
- создание реестра поручителей и выданных поручительств, а также реестра выданных банковских гарантий;
- заказчиков обяжут размещать на портале госзакупок планы закупок на следующий год и на трехлетний плановый период;
- запрос котировок заменяется процедурой короткого электронного аукциона с порогом закупки до 7 млн руб. Вся процедура такого аукциона будет занимать около 13-14 дней;
- в реестр недобросовестных поставщиков будут включать не только компании, но и физических лиц, осуществляющих управление такими компаниями. Компании, управляемые физлицами, сведения о которых внесены в этот реестр, не будут допускаться к торгам;
- расширяется перечень сфер, где возможна предквалификации поставщиков - это медуслуги, реставрация, медоборудование, лекарственные средства, работы по подготовке проектной документации, организация питания и др.;
- дополняется перечень случаев размещения заказов по единице продукции (когда объем закупаемой продукции не может быть определен заранее);
- вводятся меры по объективизации оценки квалификации участников конкурса с установленным весом критериев (максимальная сумма исполнения контракта на поставку аналогичной продукции - 10%, общее количество крупных контрактов - 5% и т.д.);
- предусматриваются новые особенности госзакупок для НИР (оценивать предложения и принимать результаты работ будут экспертные советы);
- вводятся защитные меры от некачественного исполнения контракта при снижении цены контракта на торгах более чем на 30% - в 1,5 раза увеличивается размер обеспечения;
- предусматривается создание комиссии по расторжению контракта, которая в 10-дневный срок будет принимать решение о подтверждении или не подтверждении существенного нарушения со стороны заказчика или поставщика;
- дополняется перечень сведений, которые заказчик, уполномоченный орган размещает в реестре контрактов;
- вводится принцип платности за необоснованные жалобы.
КоАП РФ предлагается дополнить рядом новых составов, касающихся нарушения сроков представления сведений о контракте, непредставления отдельных сведений, нарушения порядка ведения реестров, а также порядка размещения жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов на официальном сайте и др.