Минэкономразвития предлагает сменить подход к разработке и актуализации нормативных правовых актов в сферах, не отнесенных к техрегулированию
На сайте Минэкономразвития России размещен проект постановления Правительства РФ "О порядке разработки и утверждения нормативных правовых актов, содержащих требования в сферах, не отнесенных законодательством Российской Федерации к техническому регулированию".
Действие предлагаемого Порядка планируют распространить на нормативные правовые акты, содержащие, в частности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды, требования в области охраны труда, требования к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, требования к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, а также правила продажи отдельных видов товаров.
Напомним, что Правительству РФ ранее было поручено проработать вопрос по законодательному и организационному совершенствованию порядка установления и реализации требований к безопасности работ, услуг и процессов, не отнесенных к сфере техрегулирования. Проект соответствующего документа и подготовлен Минэкономразвития России.
В частности, министерство предлагает установить общий порядок разработки и принятия федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, которыми устанавливаются обязательные требования к производственным процессам, к товарам, работам, услугам. Новый порядок аналогичен применяемому в рамках техрегулирования, но доработан с учетом опыта министерства. Так, предлагаемая схема предусматривает, что:
- ответственный федеральный орган исполнительной власти, выявив проблему, решение которой может предусматривать введение или изменение госрегулирования, должен уведомить заинтересованные стороны;
- далее вопрос о наличии проблемы прорабатывается с привлечением участников рынка, потребителей, экспертов, иных заинтересованных лиц;
- после этого выбирают наилучший вариант регулирования и его правовому закреплению (при необходимости);
- затем проект нормативно-правового акта прорабатывают с привлечением участников рынка, потребителей, экспертов, иных заинтересованных лиц и оформляют.
Помимо этого, предусматривается, что проект акта, подготовленный в окончательной редакции, будет направляться в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия с приложением поступивших отзывов, замечаний и предложений, а также соответствующих обоснований.
В части актуализации на федеральные органы исполнительной власти планируется возложить обязанность по утверждению раз в 3 года программ (планов) актуализации требований. Проекты этих планов также предлагается выносить на публичное обсуждение, а о ходе их исполнения ежегодно докладывать в Правительство РФ.