Трансфертному ценообразованию отвели целый раздел Налогового кодекса
Президент РФ подписал Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (закон о трансфертном ценообразовании). Он посвящен контролю применяемых хозяйствующими субъектами цен в целях налогообложения. Упрощенно - это те самые ситуации, когда налоговый орган, проверяющий организацию, признает цену сделки нерыночной и применяет налоговые последствия исходя из определяемой им рыночной цены. Конечно же, с доначислением налогов, пеней, применением штрафов и иных мер ответственности. Сейчас эти вопросы регулируются статьей 40 НК РФ. Закон же вместо нее вводит объемный раздел V-1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль соответствия цен (рентабельности), примененных в сделках, рыночным ценам (рентабельности). Соглашение о ценообразовании".
К положительным моментам закона стоит отнести то, что он исключает из числа контролируемых сделок бартерные операции и сделки с отклонением цены более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
В остальном закон весьма неоднозначен и может существенно повлиять на ценообразование в холдингах, любых вертикально интегрированных структурах и вообще во всех случаях заключения сделок между взаимозависимыми лицами.
В документе подробно описаны методики определения рыночных цен, перечислены все случаи, когда сделки признаются контролируемыми, а лица - взаимозависимыми. Так, взаимозависимыми признаются лица, особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых ими, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц. Взаимозависимыми лицами, например, являются организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%. Это же касается физического лица и организации.
В окончательный вариант закона по настоянию экспертов возвращена существующая сейчас "презумпция рыночности" цен, примененных в сделке: когда налоговый орган должен доказывать, что цена не является рыночной.
При этом помимо сделок между взаимозависимыми лицами контролируемыми признаются приравненные к ним сделки. К последним, например, относятся сделки, одной из сторон которых выступает компания, зарегистрированная в оффшоре, и масса других случаев. Налогоплательщики обязываются сообщить в налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Причем они должны указать в уведомлении как предмет сделки, так и дать информацию об участниках соглашения.
Согласно новому закону российская организация - налогоплательщик, отнесенный к категории крупнейших, вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. В нем определяется порядок определения цен и методов ценообразования в контролируемых сделках. Заключить такое соглашение можно будет на срок до 3 лет с возможностью продлить максимум на 2 года. Госпошлина за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании и заявления о внесении изменений в него составит 1,5 млн руб.
Закон предусматривает также ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения цены в контролируемой сделке - штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. руб. За неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление недостоверных сведений в таком уведомлении взыщут штраф в размере 5 тыс. руб.
Закон о трансфертном ценообразовании вступит в силу с 1 января 2012 года.