Торшин прокомментировал внесенный им законопроект о решениях ЕСПЧ
Первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин прокомментировал внесенным им в Госдуму законопроект, которым предлагается закрепить в УПК и АПК РФ положение о верховенстве примененного в конкретном деле национального законодательства над Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, примененной Европейским Судом по правам человека (ЕСПЧ).
По словам Торшина, данный законопроект призван предотвратить использование Европейского Суда как инструмента давления на внутреннюю политику РФ. ЕСПЧ не должен влиять на национальную систему права. Напомним, что ЕСПЧ в октябре 2010 года сделал вывод общего характера по делу Маркина о том, что "дефектным является само правовое регулирование, которое ввело дискриминацию" и дал рекомендацию внести значительные изменения в российское законодательство.
Александр Торшин отметил, что при этом законопроект не нацелен на то, чтобы блокировать исполнение постановлений ЕСПЧ, и тем более не должен ограничить возможность граждан России обращаться в эту инстанцию.
"Европейская Конвенция о защите прав человека как международный договор России является составной частью ее правовой системы, но она не выше Конституции. Согласно части 4 статьи 15 Конституции, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако приоритет международного договора установлен над положениями закона, но не над положениями Конституции. Следовательно, международный договор не должен противоречить Конституции", - сказал он в обоснование предложенного механизма разрешения противоречий.
Напомним, какой именно предлагается механизм. Лицо, имеющее постановление ЕСПЧ, вынесенное в его пользу, обращается в суд для пересмотра своего дела. Суд дело не пересматривает, а направляет запрос в КС РФ с просьбой проверить на соответствие Конституции РФ примененные ранее в деле положения законодательства. Если КС РФ признает эти положения соответствующими Конституции, то дело пересмотру не подлежит.
Вводится общее правило: установленное ЕСПЧ нарушение положений конвенции при рассмотрении конкретного дела российским судом, связанное с применением федерального закона, не соответствующего положениям конвенции, не является основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта по новым обстоятельствам, если федеральный закон, примененный арбитражным судом при рассмотрении конкретного дела, не признан КС РФ не соответствующим Конституции РФ.
Как видим, логика заключается в том, чтобы отождествить норму российского закона, противоречащую Конвенции, с Конституцией РФ. Не все специалисты согласны с таким подходом.