Закон о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием подготовлен ко второму чтению
Минфин России подготовил и опубликовал на своем сайте поправки в правительственный законопроект, посвященный налоговому контролю за трансфертным ценообразованием.
Проект был принят Госдумой в первом чтении еще в феврале 2010 года. Однако важность и масштабность регулируемых вопросов, а также многочисленные замечания экспертного сообщества вызвали необходимость переноса рассмотрения проекта во втором чтении для внесения в него поправок. К тому же данный проект должен приниматься в едином пакете с законом о консолидированной группе налогоплательщиков, который в настоящее время также ожидает второго чтения.
Речь идет о законопроекте N 305289-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения". Проект посвящен контролю применяемых хозяйствующими субъектами цен в целях налогообложения. Упрощенно - это те самые ситуации, когда налоговый орган, проверяющий организацию, признает цену сделки нерыночной и применяет налоговые последствия исходя из определяемой им рыночной цены. Конечно же, с доначислением налогов, пеней, применением штрафов и иных мер ответственности. Сейчас эти вопросы регулируются статьей 40 НК РФ. Проект вместо этой статьи вводит объемный раздел V-1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль соответствия цен (рентабельности), примененных в сделках, рыночным ценам (рентабельности). Соглашение о ценообразовании".
К положительным моментам проекта стоит отнести то, что он исключает из числа контролируемых сделок бартерные операции и сделки с отклонением цены более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
В остальном проект весьма неоднозначен и может существенно повлиять на ценообразование в холдингах, любых вертикально интегрированных структурах и вообще во всех случаях заключения сделок между взаимозависимыми лицами.
В проекте подробно описаны методики определения рыночных цен, перечислены все случаи, когда сделки признаются контролируемыми, а лица - взаимозависимыми. Отрадно, что в новый вариант проекта по настоянию экспертов возвращена существующая сейчас "презумпция рыночности" цен, примененных в сделке: когда налоговый орган должен доказывать, что цена не является рыночной. При этом контролируемыми признается широкий перечень сделок между взаимозависимыми лицами и приравненных к ним сделок. К последним, например, относятся сделки, одной из сторон которых выступает компания, зарегистрированная в оффшоре, и масса других случаев.
Разработчики проекта отказались на первых порах ограничиться его применением лишь к внешнеторговым сделкам или к госзакупкам. Так что в случае его принятия закон затронет практически всех представителей бизнес-сообщества, госструктуры и сами налоговые органы, для которых функция контроля за трансфертным ценообразованием станет гораздо сложнее и затратнее, чем сейчас.