В Госдуму внесен проект закона об основах охраны здоровья граждан
В Госдуму внесен проект федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", призванного стать базовым нормативным актом для всей сферы здравоохранения России, устанавливая правовые основы ее регулирования. Сейчас сфера здравоохранения регулируется Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые были утверждены еще в 1993 году.
Впервые на законодательном уровне предлагается закрепление дефиниций, напрямую связанных с оказанием медицинской помощи и определяющих отдельные ее компоненты - "медицинская помощь", "медицинская услуга", "медицинское вмешательство", "профилактика", "диагностика", "лечение", "пациент", "заболевание" и др.
В законопроекте конкретизированы уже существующие и сформулированы новые принципы охраны здоровья, а также приведены механизмы их реализации. Предусматривается усиление ответственности органов госвласти за обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медпомощи и перенос на уровень субъекта РФ основного объема полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.
Предлагаемая редакция законопроекта раскрывает механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации, а также устанавливает порядок получения информации о медицинской организации, осуществляемой ею медицинской деятельности, ее медработниках, включая сведения об их образовании и квалификации.
Законопроектом предусматривается обновленный подход к классификации и наполнению видов медицинской помощи. В частности, определены условия (плановая, экстренная, неотложная) и формы (вне медицинской организации, амбулаторно, стационарно) оказания медпомощи, на которых основывается характеристика видов медицинской помощи в отличие от прежних критериев, базирующихся на разграничении полномочий органов госвласти и местного самоуправления.
Впервые на законодательном уровне предлагается закрепить и раскрыть уже используемые в настоящее время понятия "порядок оказания медицинской помощи", "стандарт медицинской помощи" и "клинический протокол лечения".
Следует отдельно отметить нововведения законопроекта, касающиеся вопросов редких (орфанных) заболеваний и организации медицинских мероприятий по паллиативной помощи, необходимость регулирования которых продиктована социальной незащищенностью нуждающихся в паллиативной помощи и больных редкими заболеваниями в силу тяжести течения заболеваний и потребности в дорогостоящем лечении.
Медицинским мероприятиям, осуществляемым в связи со смертью человека, посвящается специальная глава законопроекта. В настоящее время правовое регулирование вопросов определения момента смерти человека отнесено к подзаконному нормотворчеству федеральных органов исполнительной власти.
Помимо этого, в законопроекте закрепляются нормы, регулирующие основные и очень важные вопросы в сфере здравоохранения, которые часто обсуждались общественностью, вызывали споры, но не были закреплены в нормативных правовых актах. В частности, к таким вопросам относится вопрос об использовании тела, органов и тканей умершего человека в медицинских, научных и учебных целях.
В законопроекте упорядочен институт медицинской экспертизы, проведена четкая грань между медицинской экспертизой и медицинским освидетельствованием.
Существенные изменения вносятся законопроектом в институт медицинских и фармацевтических работников с точки зрения усиления требований к претендентам на занятие соответственно медицинской и фармацевтической деятельностью. В законопроект включена статья "Платные медицинские услуги", в которой конкретизируется порядок оказания платных медицинских услуг гражданам. В целях обеспечения защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь предусмотрено, за что медики не могут взимать плату.