КС РФ признал конституционными нормы об ответственности за незаконное использование "шпионских" спецсредств
Конституционный Суд РФ признал конституционными положения ч. 3 ст. 138 УК РФ, запрещающей производство, приобретение и сбыт специальных технических средств для негласного получения информации без лицензии ФСБ.
16 февраля были рассмотрены заявления граждан, которые обвиняются в незаконном приобретении и продаже устройств видеонаблюдения, закамуфлированных под бытовые предметы.
Предприниматели специализируются на розничной торговле техническими устройствами. Один из заявителей приговорен к штрафу за выпуск устройства для контроля срабатывания системы охраны (квартиры, офиса), получающего акустическую информацию.
Частью 3 ст. 138 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные производство, сбыт или приобретение специальных технических средств для негласного получения информации. К ним относятся, например, приборы для негласного получения акустической информации, визуального наблюдения, прослушивания телефонных переговоров. Использовать их вправе только сотрудники правоохранительных органов и спецслужб в ходе оперативно-розыскной деятельности. Разработка, производство, реализация и приобретение специальных технических средств могут осуществляться исключительно на основании лицензии, выдаваемой ФСБ России.
По мнению заявителей, отсутствие определенности, ясности и конкретности предписаний законодательства не позволяет гражданину предвидеть последствия своих деяний, отграничить правомерное поведение от противоправного. Тем самым нарушаются конституционных принципы равенства и справедливости, конституционные права, в том числе на свободу информации и на судебную защиту.
В постановлении КС РФ говорится, что правительство определяет перечни спецсредств, их свойства и признаки, позволяющие отличать их от обычных устройств бытового применения. Один из главных критериев - специально приданные спецсредствам качества для тайного, неочевидного получения информации лицами, не имеющими на то законных оснований. Уголовная ответственность наступает за производство, сбыт или приобретение таких средств. При привлечении лица к уголовной ответственности должен быть установлен не только сам факт производства, сбыта или приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, но и доказана противозаконность соответствующих действий и наличие умысла на их совершение.