Минэкономразвития России предлагает ускорить рассмотрение жалоб граждан на нарушения при оказании им госуслуг
На сайте Минэкономразвития России опубликован новый законопроект, согласно которому предлагается усовершенствовать процедуры и сроки рассмотрения жалоб граждан на нарушения, допускаемые чиновниками при оказании госуслуг.
Как поясняют авторы документа, согласно Федеральному закону от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" жалобы граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления рассматриваются в общем порядке, наравне с иными обращениями. Обжалование чаще всего не способствует получению своевременной и качественной государственной или муниципальной услуги. Жалобы переадресовываются в соответствующие органы власти и поступают на рассмотрение должностным лицам, которые фактически не несут ответственности за их рассмотрение.
Альтернатива обращения - подача иска в суд. Однако возможности судебного урегулирования этих вопросов требуют материальных и временных затрат, а сам вопрос к моменту исполнения часто теряет актуальность для заявителя.
Законопроектом предлагается закрепить за жалобами на решения и действия (бездействия) органов госвласти, местного самоуправления и должностных лиц при предоставлении государственных и муниципальных услуг особый статус – претензии, определить порядок их рассмотрения и принятия решений.
Кроме того, авторы документа ратуют за оперативную подачу письменных жалоб (претензий) в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, через сайт федерального органа исполнительной власти или Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также при личном приеме заявителя. Жалоба (претензия) может быть подана по единому телефону доверия.
Срок рассмотрения жалобы (претензии) составит до 15 календарных дней с момента ее регистрации, а в случае обжалования отказа уполномоченного должностного лица в принятии документов у заявителя – 1 календарный день.
Проектом закона КоАП РФ предлагается дополнить следующими составами административных правонарушений:
- грубое нарушение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, предоставляющих государственные услуги, сроков предоставления государственных услуг, предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов – иными нормативными правовыми актами;
- затребование должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, предоставляющих государственные услуги, документов, информации, платы, не предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов – иными нормативными правовыми актами;
- отказ уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственные услуги, в принятии документов у заявителя;
- грубое нарушение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти иных требований предоставления государственных услуг, предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов – иными нормативными правовыми актами;
- несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, наделенными полномочиями по рассмотрению жалоб (претензий), порядка рассмотрения жалобы (претензии), выразившееся в отказе ее регистрации, нарушении сроков ее рассмотрения и принятия по ней решения, а также неинформирование органов прокуратуры о результатах рассмотрения жалобы (претензии);
- неправомерный отказ должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, наделенными полномочиями по рассмотрению жалобы (претензии), в удовлетворении жалобы (претензии).