ГК РФ не обеспечивает защиту прав детей собственников жилья
8 июня Конституционный Суд провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности п. 4 ст. 292 Гражданского кодекса РФ.
Согласно толкованию этой нормы отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника этого помещения, возможно без согласия органов опеки и попечительства, если несовершеннолетние не находятся на попечении собственника жилья.
Отец заявительницы был собственником квартиры, в которой она проживала. В 2007 году, отбывая наказание за злостное уклонение от уплаты алиментов, он квартиру продал. Мать заявительницы обращалась в суды с иском о признании сделок купли-продажи недействительными, однако ей было отказано со ссылкой на положения п. 4 ст. 292 Гражданского кодекса. Суды полагали, что раз девочка находится на попечении своей матери, согласия органов опеки и попечительства для продажи квартиры не требовалось.
По мнению заявительницы, обратившейся в КС РФ, у родителей не должно быть права распоряжаться жилым помещением, которое является единственным жильем для их ребенка.
Как указал КС РФ, в отношениях с родителями дети являются уязвимой стороной. Поэтому в случае конфликта интересов между родителями и детьми приоритет должен быть на стороне детей. И законодатель обязан устанавливать такой механизм правовой защиты прав несовершеннолетних, который не допускал бы их дискриминации и позволял восстанавливать их права в случаях нарушений.
Конституция закрепляет принцип презумпции добросовестного поведения родителей, т.е. такого общепринятого поведения, при котором права детей не нарушаются. Однако нельзя исключать вероятность того, что собственник жилого помещения будет действовать недобросовестно по отношению к детям. Родители не вправе ухудшать необоснованно и несоразмерно жилищные условия проживающих с ними детей и, тем более, они не вправе лишать детей жилища. Поэтому законодатель был обязан установить такое регулирование, при котором права и законные интересы несовершеннолетних, нарушенные при отчуждении жилого помещения, в котором они проживают, подлежат судебной защите и восстановлению. И суд правомочен понудить родителя к восстановлению нарушенных прав ребенка.
Между тем положение п. 4 ст. 292 ГК РФ как по буквальному смыслу, так и по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не обеспечивает реализацию возможностей такой защиты прав ребенка. Этой нормой закона не учитывается ситуация, когда на момент совершения сделки о продаже жилого помещения родительское попечение формально не прекращалось, но в силу тех или иных причин фактически не осуществлялось.
Поэтому п. 4 ст. 292 ГК РФ признан не противоречащим Конституции РФ, когда эта норма направлена на обеспечение гарантий прав несовершеннолетних, не находящихся на попечении родителей. А в отношении тех несовершеннолетних, которые формально находятся под опекой родителей, но жилищные права которых были нарушены, эта норма не соответствует Конституции РФ.
Правоприменительные решения по делу подлежат пересмотру с учетом вынесенного Постановления.
С текстом документа в ближайшее время можно будет ознакомиться на www.garant.ru.