Новости и аналитика Новости Депутаты Госдумы одобрили поправки в Закон о госконтроле

Депутаты Госдумы одобрили поправки в Закон о госконтроле

Депутаты Госдумы одобрили поправки в Закон о госконтроле
© deagreez / Фотобанк 123RF.com

Мораторий на проверки 2022-2024 гг. являлся "надзорным" экспериментом, который существенно повлиял на правоотношения в сфере государственного и муниципального контроля и надзора. Ряд наиболее удачных "мораторных" решений будет закреплен в Законе № 248-ФЗ о государственном контроле и надзоре (соответствующий проект принят Госдумой во втором чтении 12 декабря, а сегодня – 17 декабря – запланировано итоговое рассмотрение)(Проект федерального закона № 630715-8).

Перечислим наиболее значимые изменения, которые нас ожидают в день опубликования будущего закона:

1. Появятся новые поводы для внеплановых проверок:

  • наличие индикатора риска ("выделено" в отдельный пункт ч. 1 ст. 57 Закона № 248-ФЗ, но проверка по-прежнему требует одобрения прокурором),
  • ведение бизнеса без уведомления о начале осуществления деятельности (если нужно, согласно Закону № 294-ФЗ), ведение лицензионной деятельности без лицензии, оборот товаров без передачи сведений в ГИС маркировки товаров (проверка проводится немедленно с извещением прокуратуры в течение суток),
  • уклонение от обязательного профвизита (проверка требует одобрения прокурором);

2. конкретизируются правила оценки инспектором сообщений о причинении вреда или угрозы такого причинения – чтобы определить, нужно ли проводить КНМ с взаимодействием или нет. Например, такую проверку проведут, при наличии достоверной информации о причинении вреда жизни / тяжкого или среднего вреда здоровью граждан; экологического вреда, за которое предусмотрена ответственность по КоАП РФ; при возникновении ЧС, эпидемий, эпизоотий; при поступлении материалов от правоохранительных органов об изъятии контрафактных продукции или оборудования. В качестве "мораторного" достижения проверку надо проводить по заявлениям граждан о защите нарушенных прав в рамках жилнадзора и лицензионного контроля за УК, по заявлениям работников о массовых задержках зарплаты (инспекторами ГИТ), по утечкам в Интернет баз данных с персональными данными (инспекторами Роскомнадзора), по фактам продажи детям алкоголя /табака, кальянов и т. п.;

3. Предписания по устранению нарушений будут выдаваться только в отношении тех нарушений, которые не устранены в ходе КНМ или профилактического визита (кстати, проверки исполнения предписаний будут согласовываться у прокурора), детализированы реквизиты предписания;

4. В системе надзора и контроля предусматриваются обязательные профилактические визиты, которые обязательны не только для органа надзора, но и для контролируемого лица. При этом такие профвизиты подразделяются на "добровольные" (проводятся только по просьбе проверяемого, и то – не всякого, а лишь бюджетных учреждений, СОНКО малого бизнеса), от которых можно отказаться, и обязательные, которые подлежат неукоснительному проведению при появлении к тому законных оснований – например, после уведомления о начале предпринимательской деятельности или по поручению Президента РФ. Обязательный профвизит длится 10 рабочих дней (можно продлить срок), инспектор вправе будет провести осмотр, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу, истребовать документы и выдать предписание, при "добровольном" профвизите инспектор сможет – с согласия проверяемого – взять пробы и провести инструментальное обследование, испытание, но предписание дать не сможет;

5. разрешены незамедлительные проверки в рамках госконтроля за применением ККТ без согласования с прокурором, если нарушение обязательных требований выявлено в ходе проведенной в рамках того же надзора контрольной закупки, и разрешены незамедлительные контрольные закупки после выездного обследования – в рамках того же надзора (если ККТ не применяли), и в рамках надзора за соблюдением прав потребителей (если продавец / агрегатор нарушает требования по маркировке товаров или продает детям табак)

6. Контролируемое лицо будет вправе не пустить инспектора, и/или не предоставить ему документы или отказать в ином КНМ, если на документах, оформленных контрольным (надзорным) органом, отсутствует либо нанесен некорректный двухмерный штриховой код, который обеспечивает переход на страницу КНМ в ЕРКНМ (кроме случаев, когда до начала проведения КНМ не требуется принятия решения о его проведении);

7. Нарушители обязательных требований и надзорные органы смогут заключать соглашения "о надлежащем устранении", по которым нарушитель обязуется устранить нарушения, а надзорный орган – приостановить действие предписания (одновременно это может приостановить производство по делу об административном правонарушении по данному факту, если будут приняты корреспондирующие поправки в КоАП РФ, мы подробно рассказывали о них ранее). Порядок заключения соглашения, а главное, круг лиц, которые могут на это рассчитывать, определит Кабмин, однако установлено, что такие соглашения заключаются, если устранение нарушений требует значительных временных и материальных затрат, капвложений, включая затраты на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, выделения бюджетных средств бюджетным учреждениям и в целях недопущения ситуаций массового сокращения работников, снижения выпуска продукции, товаров и услуг, имеющих стратегическое значение и социально-экономическую значимость;

8. Сокращается срок досудебного рассмотрения жалоб контролируемых лиц, обжаловать можно, в том числе, профвизиты и присвоенную категорию риска;

9. Надзорные органы – правда, лишь после внесения изменений в подзаконные акты, – будут присваивать контролируемому лицу публичную оценку уровня соблюдения обязательных требований (маркировать поднадзорных лиц как отличников и двоечников);

10. Будет официально разрешено – как органам власти, так и проверяемым лицам, – использование мобильного приложения "Инспектор" для решения самых разнообразных задач, в числе главных – его применение при дистанционных выездных проверках, дистанционных рейдовых осмотрах, дистанционных инспекционных визитах. При этом дистанционные КНМ в некоторых случаях можно будет не согласовывать с прокуратурой;

11. От категории риска будет зависеть не только частота плановых КНМ (как и всегда), но и частота обязательных профилактических визитов;

12. В предостережениях будут указываться сроки "для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований";

13. Осмотр можно проводить без видеозаписи, даже если представитель контролируемого лица не участвует в КНМ;

14. Риск-ориентированный подход становится обязательным для всех контрольных и надзорных органов, в том числе муниципальных.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"

Читайте также:

Для региональных бюджетов ввели новые увязки подразделов и КВР

Для региональных бюджетов ввели новые увязки подразделов и КВР

Минфин России обновил таблицы соответствия, применяемые при составлении и исполнении бюджетов субъектов РФ на 2024 и 2025 годы.

Работник вправе запросить у работодателя материалы служебной проверки

Работник вправе запросить у работодателя материалы служебной проверки

Суд поддержал требования сотрудника, желающего ознакомиться с информацией о проведенном в отношении него расследовании.

Минфин России обновил таблицу соответствия КВР и КОСГУ на 2025 год

Минфин России обновил таблицу соответствия КВР и КОСГУ на 2025 год

Актуализированный документ учитывает планируемые изменения бюджетной классификации.

Казначейское сопровождение: что изменится в 2025 году?

Казначейское сопровождение: что изменится в 2025 году?

Эксперты указали на особенности использования средств, предоставляемых отдельным юрлицам и ИП.