Минфин России прокомментировал планируемые изменения в бухучете и аудите
© Elnur / Фотобанк 123RF.com |
Правительство РФ определило основные направления госполитики в сфере бухучета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года (см. новость от 26 ноября 2024 г.). Минфин прокомментировал эти планы. В среднесрочной перспективе основными направлениями государственной политики в сфере бухучета и аудита будут (Информационные сообщения Минфина России от 27 ноября 2024 г. № ИС-учет-54 и № ИС-аудит-73):
- развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в качестве основного инструмента регулирования;
- расширение функционала ГИРБО как способа реализации информационных потребностей пользователей;
- совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций.
В частности:
1) Планируемые преобразования в системе ФСБУ будут направлены на совершенствование ее конкретных элементов. Так, в предстоящий период должны быть:
- уточнены отдельные нормы Федерального закона "О бухгалтерском учете";
- завершено принятие базового комплекта ФСБУ;
- разработано методическое обеспечение возникающих и (или) получающих распространение объектов бухгалтерского учета;
- признаны для применения в РФ стандарты раскрытия информации об устойчивости МСФО;
- принят акт, определяющий концептуальные основы бухгалтерского учета;
- улучшено качество перевода текстов стандартов МСФО на русский язык;
- уточнены процедуры корпоративного управления экономическим субъектом в отношении его финансовой отчетности.
2) Дальнейшее развитие ГИРБО предусматривает, в частности:
- включение в него консолидированной финансовой отчетности, раскрываемой информации об устойчивости, а также промежуточной финансовой отчетности;
- усиление координации процедур раскрытия отчетности организаций посредством включения ее в ГИРБО с процедурами раскрытия этой же отчетности иными способами, предусмотренными законодательством;
- внедрение технологических решений, позволяющих учитывать особенности формирования финансовой отчетности конкретных экономических субъектов;
- расширение инструментария контроля качества отчетности, включаемой в ГИРБО;
- разработку и внедрение аналитического инструментария, позволяющего заинтересованным пользователям анализировать содержащуюся в ГИРБО отчетность;
- введение административной ответственности экономических субъектов в случае ненадлежащего исполнения обязанности по представлению финансовой отчетности в ГИРБО.
3) С целью укрепления основ деятельности аудиторских организаций запланировано:
- расширение практики оказания услуг по проведению аудита либо иной проверки систем внутреннего контроля в организациях, по профессиональному подтверждению раскрываемой информации об устойчивости, по оценке технического и программного обеспечения ведения бухгалтерского учета организациями, по оказанию консультационных услуг;
- определение случаев, в которых наличие/отсутствие аудиторского заключения или иного документа, выдаваемого аудиторской организацией, должно рассматриваться в качестве фактора оценки экономического субъекта;
- расширение методической базы и стимулирование применения информационных технологий в оказании аудиторских услуг; внедрение в ГИРБО технологических решений, позволяющих представлять аудиторские заключения об отчетности в электронном виде;
- введение в ГИРБО контроля исполнения организациями обязанности проводить аудит своей отчетности, а также полномочий субъектов аудиторской деятельности выдавать аудиторские заключения;
- изменение системы закупок аудиторских услуг;
- включение субъектов аудиторской деятельности в число лиц, имеющих право оказывать услуги ведения бухгалтерского учета без соблюдения специальных требований, предъявляемых к таким лицам в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";
- усиление ответственности, в том числе имущественной, аудиторских организаций и аудиторов за грубые нарушения обязательных требований в сфере аудиторской деятельности;
- увязка механизма подтверждения соблюдения требования безупречной деловой (профессиональной) репутации физических лиц и коммерческих организаций, желающих стать соответственно аудиторами и аудиторскими организациями, с утвержденными саморегулируемой организацией аудиторов требованиями к деловой (профессиональной) репутации;
- продолжение работы по признанию российской системы регулирования и контроля аудиторской деятельности эквивалентной аналогичным системам отдельных стран (групп стран), исходя из потребности российского делового сообщества.