В Госдуму внесли законопроект о соединении дел при выявлении нового преступления
© tawatluk / Фотобанк 123RF.com |
В Госдуму внесены поправки к УПК РФ, направленные на упрощение процедуры возбуждения уголовных дел при обнаружении признаков нового преступления в ходе проведения предварительного расследования, если все преступления совершены одними и теми же лицами (Проект федерального закона № 782799-8).
В настоящий момент схема процессуального оформления нового такого уголовного дела, согласно пояснительной записке к проекту, явно "перегружена":
- следователь, который узнал о новом эпизоде из материалов по "своему", основному, делу, выносит постановление о выделении из основного уголовного дела этих материалов, содержащих сведения о новом преступлении, копирует их в объеме, имеющем значение для дела,
- следователь оформляет рапорт на имя руководителя об обнаружении признаков преступления, который регистрирует в книге регистрации сообщений;
- руководитель поручает тому же следователю (дознавателю) рассмотреть эти же самые материалы и принять решения в порядке, предусмотренном ст. 145 УПК РФ (о возбуждении уголовного дела);
- следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела,
- дело передается прокурору, которым определяется его подследственность (п. 12 ч. 2 ст. 37, ч. 7 ст. 151 УПК РФ), после чего данное уголовное дело направляется в органы предварительного следствия для соединения с расследуемым уголовным делом;
- следователь соединяет возбужденное уголовное дело в одном производстве с основным уголовным делом на основании соответствующего постановления.
При этом порядок выделения материалов в подобной ситуации законодательством не предусмотрен (ч. 1 ст. 155 УПК РФ предусматривает выделение в отдельное производство материалов уголовного дела, если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым уголовно наказуемым деянием).
Получается, что уйма времени уходит на процессуальное оформление, а не на расследование.
В целях экономии ресурсов предложено упростить действующую схему возбуждения уголовного дела о преступлении, дополнительно выявленном в связи с расследуемым следователем уголовным делом и (или) совершенном одними и теми же лицами, в том числе, если такое преступление относится к компетенции дознавателей, и соединения уголовных дел в одном производстве:
- предложено разрешить производство предварительного расследования по новым эпизодам следователем органа, выявившего эти преступления, при наличии оснований для соединения уголовных дел, предусмотренных чч. 1 и 2 ст. 153 УПК РФ, если выявленные в ходе расследования уголовного дела преступления предусмотрены п.1 ч. 3 ст.150 УПК РФ, за исключением преступлений, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК (подследственных дознавателям пограничных органов ФСБ), либо совершенных лицами, перечисленными в пп."б" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ (подследственных следователям СК РФ),
- установить, что в указанном случае подследственность определяется не прокурором;
- установить, что если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении нового преступления, отнесенного к подследственности того же органа предварительного расследования, и при наличии оснований, предусмотренных чч. 1 и 2 ст. 153 УПК, следователь, дознаватель вправе без выделения в отдельное производство материалов возбудить уголовное дело, которое соединяется с расследуемым уголовным делом в соответствии с ч. 3 ст.153 УПК.
Любопытно, однако, что с данной законодательной инициативой выступило Правительство РФ (а не, скажем, Президент РФ, в чьем ведении находятся правоохранительные органы).