При сохранении остатка целевых средств нужно помнить про годовую отчетность
© dondigidonn / Фотобанк 123RF.com |
Ситуация, когда бюджетному или автономному учреждению предоставили целевые средства, а именно субсидии на иные цели или субсидии на цели осуществления капитальных вложений, а учреждение не потратило их до конца года в полном объеме, не является редкой. Использовать такие средства можно и в очередном году для достижение целей, установленных при предоставлении субсидии, однако необходимо получить согласие от органа-учредителя – пройти процедуру согласования и подтвердить потребность в средствах. Положительное решение о расходовании в очередном году не использованных на 1 января отчетного финансового года остатков субсидий принимается при наличии у учреждения неисполненных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются не использованные остатки целевых субсидий. При этом учреждению нужно предоставить Учредителю документы, которые подтвердят наличие и объем неисполненных обязательств учреждения. При отсутствии документов, подтверждающих объем указанных обязательств учреждения, расходование остатка средств прошлогодней субсидии даже при наличии решения органа-учредителя о согласовании потребности квалифицируется в качестве нецелевого расходования средств субсидии (см. Постановление Тринадцатого ААС от 20 марта 2023 г. № 13АП-2170/23).
Здесь возможно два варианта – у учреждения потребность в остатке целевых средств может быть подтверждена наличием (Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 ноября 2024 г. № 22-0/1496):
1) принятого в отчетном году, но не исполненного денежного обязательства и показателем кредиторской задолженности на конец года. Например, заключен контракт/договор, условия контрагентом исполнены - поставка товара произведена, работы выполнены, услуги оказаны, признана кредиторская задолженность перед контрагентом, но оплатить учреждение до конца года не успело. По разным причинам - контрагент исполнил обязательства в последние дни декабря, или приемка завершена лишь в начале января очередного года, или же платеж был произведен, но деньги вернулись из банка, поскольку неверно были указаны реквизиты или закрыт банковский счет контрагента. В такой ситуации учреждение признает доходы отчетного года в объеме принятого, но не исполненного денежного обязательства, подтвержденного наличием "кредиторки", и расчеты с учредителем на сумму остатка неисполненных обязательств учреждения и денежных обязательств не формирует при согласовании потребности в целевых средствах.
2) принятого в отчетном году, но не исполненного обязательства учреждения. Например, заключен контракт/договор, принято обязательство учреждения, но его исполнение еще не окончено, нет документов о приемке - контрагент нарушил сроки, но исполнение контракта/договора учреждением ожидается, и расторгать контракт/договор учреждение не планирует. А значит, при наличии неисполненного обязательства учреждения на конец года у АУ/БУ нет принятого денежного обязательства и "кредиторки" по расчетам с контрагентом. Вместе с тем такой остаток средств, в котором есть потребность, должен найти свое отражение в отчетности, а именно у учреждения формируются расчеты с учредителем - кредитовый остаток на конец года на счете (АнКВД 150) 5 303 05 001 или (АнКВД 150) 6 303 05 001 в разделе 1 Сведений по кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769).
В обоих случаях у учреждения на годовую отчетную дату формируются неисполненные обязательства учреждения. Такие словосочетания, как не исполненные обязательство учреждения и денежное обязательство сразу заставляют вспомнить, что одноименные показатели содержатся в Отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738). Именно данная отчетная форма позволила контролирующему органу сделать вывод о высокой вероятности недостоверных сведений в отчетности бюджетных и автономных учреждений.
Счетная палата РФ при проверке сопоставила два показателя - объем неисполненных принятых обязательств учреждения в разделе 1 Отчета (ф. 0503738) по КФО 5 и 6 с суммой подтвержденного Учредителем к использованию остатка целевых средств в очередном году. Поскольку суммы не совпали, у проверяющих закрались сомнения, и вполне обоснованно, в достоверности представленной отдельными учреждениями бухгалтерской отчетности.
Чтобы избежать таких выводов, которые могут иметь негативные последствия как для учреждений, так и для Учредителя, следует проанализировать показатели годовой отчетности на соблюдение условия:
Заявлена АУ/БУ и согласована органом-учредителем потребность в остатке не использованных на 1 января текущего финансового года целевых средств | графа 10 "Не исполнено принятых обязательств" раздела 1 Отчета (ф. 0503738) по КФО 5 и КФО 6
Если целевые средства предоставлены по соглашению на несколько лет, не исключено, что при анализе будет учтен показатель в графе 10 раздела 3 Отчета (ф. 0503738) |